ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИИ

Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания.

Глава 13. СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Излагаются методические основы этого важнейшего библиографического процесса с учетом различных типов и видов библиографических записей, пособий, изданий.



назад в содержание

13.1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

Напомним, что речь прежде всего идет о такой структурной части процесса библиографической деятельности, как библиографирование. В своей функциональной модели этот процесс в самом общем виде может быть представлен как триада:  библиографирование - библиографическая информация ( библиографическая продукция) -  библиографическое обслуживание. Согласно принципу деятельности библиографирование - это процесс производства, в нашем случае  библиографической информации. Но согласно принципу коммуникативности информация вообще, в том числе библиографическая, не существует для общества вне ее материализации, опредмечивания какой-либо знаковой системой (например, естественный язык) и фиксации на каком-либо материальном носителе (например, бумажный лист, экран, дискета). Отсюда уже начинаются противоречия и разночтения в определении библиографирования. Так, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографирование как "процесс подготовки библиографической информации". По мнению  О.П.Коршунова, библиографирование представляет собой процесс производства (подготовки) документально фиксированной библиографической информации в форме библиографических пособий. В свою очередь, библиографирование включает два основных момента или этапа: 1) преобразование (отражение) первичного документального массива или потока посредством его библиографической обработки в исходную библиографическую информацию поискового или коммуникативного назначения; 2) целенаправленную переработку исходной библиографической информации, ее оценку в соответствии с конкретными потребителями или запросами [Библиографоведение: Общий курс. С. 86-87].

Мы считаем библиографирование частным случаем составления библиографических пособий, так как последний требует привлечения нескольких частных библиографических процессов. Суть библиографирования мы видим в аналогии с таким процессом и методом научно-информационной деятельности, как аналитико-синтетическая (точнее - логическая, мыслительная) переработка документальной информации. В информатике различаются следующие основные виды аналитико-синтетической переработки документальной информации: библиографическое описание, индексирование, аннотирование и реферирование, перевод, отбор, критическая оценка, систематизация и обобщение научно-технических данных, составление обзоров научно-технической литературы [ Михайлов А.И., Черный А.И.,  Гиляревский Р.С. Научные коммуникации и информатика. С. 289].

Несмотря на определенную дискуссионность в понимании библиографирования, сложилась типовая методика реализации этого процесса. Последний вариант ее предложен О.П.Коршуновым в вузовских учебниках [Библиография: Общий курс. С. 71-79, 400-431; Библиографоведение: Общий курс. С. 86-91, 96-98]. По его мнению, процесс библиографирования зависит, с одной стороны, от объема, формы и содержания его непосредственных документальных объектов, с другой - от конкретных целевых и читательских установок создаваемой библиографической информации.

Подготовка библиографических пособий любого назначения складывается из четырех этапов: подготовительного, включающего выбор и изучение темы, в необходимых случаях составление проспекта библиографического пособия, выявление литературы; аналитического, связанного с общим библиографическим анализом, составлением библиографических описаний, аннотированием или реферированием, индексированием и предметизацией выявленных документов; синтетического, в рамках которого происходят отбор документов (?) для библиографического пособия и их группировка; заключительного, на котором осуществляются составление справочно-методического аппарата (включая вспомогательные указатели), редактирование и оформление библиографического пособия.

Указание О.П.Коршунова на условность этого деления не устраняет противоречий предложенной им трактовки. В понимании библиографирования как части библиографической деятельности у О.П.Коршунова есть еще одна условность. Речь идет о библиографическом поиске как процессе библиографической деятельности и его месте в библиографировании. По О.П.Коршунову, библиографирование начинается с преобразования первичной документальной информации в библиографическую (вторичную) в целях поиска или коммуникации. Следовательно, библиографический поиск как таковой не занимает первоочередное место в библиографической деятельности. Но это противоречит его теоретической интерпретации, согласно которой поиск является первоочередной общественной функцией библиографии, наряду с коммуникативной и оценочной. Причем поисковая функция обладает относительной независимостью [Библиография: Общий курс. С. 25]. Последнее утверждение и привело к тому, что О.П.Коршунов рассматривает библиографический поиск вне библиографирования, он объявляется "исходной основой процессов библиографирования, библиографического обслуживания и самообслуживания" [Библиографоведение: Общий курс. С. 88]. Тогда нельзя утверждать, что библиографическую деятельность составляют два основных процесса - библиографирование и библиографическое обслуживание: в нее следовало бы включить и библиографический поиск.

В понимании библиографирования О.П.Коршунов близок к тому, чтобы трактовать его как логический (аналитико-синтетический) процесс переработки первичной документальной информации в библиографическую. Необходимой четкости и глубины в определении библиографирования нет до сих пор. Мы считаем, что этот процесс следует понимать как частный случай составления библиографических пособий. То же самое можно говорить и о библиографическом поиске. Более того, как этап составления библиографических пособий он практически отсутствует в случае государственной библиографии, универсальных пособий научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, где на первом месте стоит библиографирование. Сам О.П.Коршунов отмечает, что окончательный библиографический поиск документов всегда осуществляется на базе определенного фонда и обеспечивается специально для этого предназначенными источниками библиографической информации (каталогами). Поэтому ту общую библиографию, которая связана с окончательной реализацией поисковой функции библиографической информации, можно условно назвать каталожной [Там же. С. 116]. Примечательно, что сюда же, и справедливо, он относит государственную библиографию. В любом случае библиографический поиск необходим или при отсутствии хорошо налаженной государственной библиографии, или при составлении пособия по узкой тематике, или при необходимости обращения к различным фондам документов.

В то же время О.П.Коршунову принадлежит очень плодотворная идея о том, что в ходе библиографирования получается информационный результат в форме библиографических пособий (библиографической продукции), который, в свою очередь, становится средством библиографического обслуживания.  Библиографическая продукция, подчеркивает он, "является одновременно результатом и средством библиографирования документов и библиографического обслуживания потребителей информации" [Там же. С. 100]. Следовательно, в нашем понимании, средством информационного управления. Именно поэтому результат библиографирования и приобретает форму библиографического пособия (произведения, документа, издания), т.е. дополняется другими процессами, которые в своей совокупности мы и называем процессом составления библиографического пособия. Особенно сложным он становится в случае подготовки библиографического издания - средства массового информационного управления.

В сложившихся условиях мы вынуждены предложить свой вариант процесса составления библиографических пособий, включающего шесть основных этапов (рис. 32). По существу - это своеобразная типологическая модель общего характера, которая должна быть конкретизирована применительно к каждому реальному случаю составления библиографических пособий (изданий). При этом, несмотря на критику, мы использовали все положительное из библиографической методики, разработанной в учебных изданиях Московского государственного университета культуры и искусств.

Подготовительный этап включает выбор и предварительное изучение темы, разработку проспекта  библиографического пособия (издания). Изучение темы будущего пособия имеет два основных аспекта. Во-первых, составитель обязан разобраться в существе проблем, относящихся к теме, чтобы правильно их отразить, не допустить ошибок и пропусков, избежать неквалифицированных оценок и рекомендаций. Для этого необходимо тщательно ознакомиться с литературой данного вопроса. Во-вторых, следует выяснить библиографическую обеспеченность темы, т.е. ознакомиться с уже существующими или намеченными к выпуску библиографическими пособиями той же или близкой тематики. Последнее особенно важно для учета и использования накопленного опыта составления, а также для принятия решения о целесообразности подготовки и издания нового пособия, устранения дублирования и параллелизма в работе.

Другими словами, составитель должен уметь самостоятельно анализировать конкретную библиографическую продукцию. Более того, необходимо серьезно и постоянно изучать специальную литературу, содержащую научное обобщение практического опыта библиографирования: теоретические труды, рецензии, обзоры библиографической продукции, непосредственно работы по библиографической методике - рекомендации, инструкции, практические руководства. В современных условиях библиограф уже не в состоянии одинаково свободно ориентироваться во всех отраслях знания, с которыми ему приходится иметь дело. Поэтому возникает необходимость привлечения специалистов, т.е. реализации известного принципа научности. Здесь возможны и практически широко распространены два варианта. Первый предполагает участие ученых, преподавателей вузов, инженерно-технических работников, деятелей искусства, писателей в качестве консультантов, рецензентов, авторов вступительных статей, научных редакторов. Но роль специалиста, как видим, в этом варианте весьма пассивна или эпизодична. Он, как правило, знакомится с пособием на завершающем этапе его составления, когда внести существенные изменения уже невозможно. Поэтому более продуктивен второй вариант, когда специалисты выступают либо авторами, либо соавторами создаваемого пособия, а библиограф осуществляет общее руковод-ство работой, библиографическое редактирование.

В любом случае выбор и предварительное изучение темы должны обеспечить актуальность и общественную значимость будущего библиографического пособия, определить источниковедческие возможности и авторский состав.

После того как тема достаточно изучена, окончательно сформулирована и утверждена, разрабатывается проспект - основной документ, который регламентирует дальнейшую работу. Такой проспект выполняет роль своего рода программы или алгоритма всего процесса подготовки библиографического пособия. Поэтому от тщательности и обстоятельности разработки проспекта во многом зависят качество и эффективность будущего издания. Проспект должен отражать следующие основные моменты: обоснование темы с указанием замысла и раскрытие его главного содержательного аспекта (исторический, теоретический, практический и т.п.); определение типологических особенностей издания и характеристику структуры издания, примерные решения, касающиеся конкретной методики его составления на всех этапах; объем издания, сроки завершения работы, выбор составителей и редакторов.

Важно четко установить, с какой целью издается пособие, например: в помощь научной работе, профессионально-производственной деятельности, образованию и самообразованию, рекламно-пропагандистской работе, повышению квалификации, для первоначального ознакомления с темой и т.д. От определения целевого назначения во многом зависит решение большинства других проблем составительской работы. Цель должна быть указана максимально точно и конкретно. То же относится и к читательскому адресу. Попытка отдельных составителей подготовить пособие, которое бы одновременно предназначалось и определенной читательской категории, и всем интересующимся данной проблемой", ошибочна, так как это требует других приемов библиографирования.

В вузовском учебнике "Библиографическая работа в библиотеке: Организация и методика" приведен пример плана-проспекта указателя литературы, изданной в СССР в 1959-1984 гг., "Библиография. Библиографирование". Мы приведем лишь основные рубрики, раскрывающие его структуру: актуальность темы, назначение указателя, место данного указателя в системе библиографического обеспечения отрасли, источники выявления материала, общие принципы отбора, структура издания, характер аннотирования, научно-справочный аппарат. Этот план-проспект ориентирован на научно-вспомогательное библиографическое пособие. Примечательно также, что на основе плана-проспекта по окончании составления готовится вступительная (вводная) статья к пособию.

С подробным текстом этого плана-проспекта необходимо ознакомиться и нашим студентам. Тем более что указанное библиографическое пособие опубликовано в восьми частях и можно оценить степень реализации предварительного плана-проспекта. Для этого достаточно лишь первой части [М., 1993. 137 с.], где имеется предисловие и дана структура (содержание) всех других частей.

О.П.Коршунов [см.: Библиографическая работа в библиотеке. С. 97, 105-108] к подготовительному этапу относит "выявление литературы", или иначе - "выявление документов" [см.: Библиографоведение: Общий курс. С. 91, 96]. Это разночтение, хотя речь идет об одном и том же, свидетельствует, что термин не имеет пока четкого определения. При обозначении метода как "выявление литературы" он относится к подготовительному этапу, как "выявление документов" - к синтетическому. Буквально, по О.П.Коршунову: "выявление документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки, представляющее собой начальный синтез, фактически предшествующий этапу библиографического анализа" [Там же. С. 96]. Аналогичное определение дано и в ГОСТ 7.0-84 в разделе "Библиографирование", но под названием "библиографическое выявление".

По нашему мнению, "библиографическое выявление" - это один из синонимических вариантов понятия "библиографический поиск". С этим согласен и О.П.Коршунов, но пытаясь все же отстоять, пусть искусственно, неубедительно, право на жизнь этого устаревшего термина. По его словам [Там же. С. 88-89], термин  "библиографический поиск" вошел в обиход библиографической науки и практики недавно. Ранее библиографы пользовались терминами "библиографическое разыскание" и "библиографическое выявление", толкуя их весьма неопределенно и неоднозначно. Но необходимой однозначности не получилось и у О.П.Коршунова. Библиографический поиск он понимает излишне узко: "Главная отличительная особенность его в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация". Что касается "библиографического разыскания" и "библиографического выявления", то это "частные случаи библиографического поиска". Первое относится преимущественно к сфере библиографического обслуживания (и самообслуживания) и обозначает установление и (или) уточнение элементов библиографического описания, отсутствующих или искаженных в запросе потребителя. Второе обозначает процесс исчерпывающего подбора (нахождения) документов как объектов библиографирования в целях их последующей библиографической обработки.

Итак, нам важно подчеркнуть, что "библиографическое выявление" (выявление литературы, документов) - это не подготовительный, а уже непосредственный этап составления библиографических пособий, который мы и называем "этап поиска". Примечательно, что именно о поиске речь идет и в разделе "Выявление литературы" в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке".

Этап поиска - начало непосредственной работы над составлением библиографического издания. Здесь нельзя ограничиться информационным поиском в его узком понимании - как поиска только библиографической информации по заданной теме, следует применять все виды информационного поиска: библиографический, документальный, фактографический. Более подробно методика информационного поиска изложена в нашем учебном пособии "Библиографическая эвристика". Уже в процессе поиска возникает необходимость в библиографическом оформлении и систематизации полученных материалов. Это предварительная работа, поэтому следует использовать самые простые методы и формы. Например, можно вести библиографическую картотеку, систематизируемую по алфавиту авторов и заглавий. Если такой группировки недостаточно, особенно при наличии большого материала по заданной теме, тогда алфавитный принцип можно дополнить другими - хронологическим, географическим, жанрово-видовым и т.д. Комбинация этих принципов зависит от опыта составления, глубины поиска и других факторов. Предварительная картотека обязательно нужна, так как она поможет в самом начале работы оценить завершенность и эффективность поиска, а от этого, в свою очередь, будет зависеть качество всей последующей составительской работы. Картотека должна отражать все просмотренные документы - первичные и вторичные, которые затем войдут в библиографический список использованных источников информации. Поэтому поисковый этап включает собственно поиск, предварительное библиографическое оформление и систематизацию (группировку) накопленного материала по заданной теме.

Этап библиографирования - наиболее сложный из всех этапов составления библиографического пособия, потому и служит до сих пор предметом острых дискуссий. В нашем понимании, он включает общий библиографический анализ, библиографический отбор, составление библиографических записей.

Особенности общего библиографического анализа хорошо изложены О.П.Коршуновым [Библиография: Общий курс. С. 408; Библиографическая работа в библиотеке. С. 109]. Главная цель такого анализа - подготовить необходимый материал для последующих операций составления. Следует не только тщательно изучить каждый найденный документ по заданной теме, но и внимательно исследовать такую группу источников, как критические статьи, рецензии, отзывы о произведениях других авторов, материалы научных дискуссий и т.п. Это во многом облегчит оценку и рекомендацию отобранных в конечном итоге наиболее значимых документов, которые составят содержание библиографического пособия.

Анализ самого документа включает ознакомление с титульными элементами, в том числе с издательской аннотацией (рефератом) или макетом аннотированной каталожной карточки (МАКК); оглавлением (содержанием), предисловием (послесловием), примечаниями, комментариями и другими элементами аппарата. В нужных случаях используется выборочное чтение самого текста произведения, особенно введения (вступительной статьи) и заключения. Иногда возникает необходимость изучения дополнительных источников, отражающих сведения об авторе и содержании документа. В отдельных случаях для получения дополнительных сведений целесообразно обращаться к авторитетным в соответствующей области специалистам. Одна из целей общего библиографического анализа - повышение знаний библиографа-составителя до такого уровня, чтобы он мог достаточно свободно ориентироваться по теме пособия.

Для отражения и фиксации результатов анализа может быть использована предварительная картотека. Полученный в итоге библиографический материал становится исходной базой для библиографического отбора. Задача его - сформировать круг наиболее ценных документов, которые и будут включены в библиографическое пособие. Действенность отбора определяется умением составителя оптимально осуществить предшествующие операции этапа поиска и общего библиографического анализа.

По ГОСТ 7.0-84 библиографический отбор - это отбор библиографических документов в соответствии с намеченными качественными критериями. Согласиться с ним весьма трудно, так как в ходе составления библиографических пособий речь идет не столько о библиографических, сколько о любых документах по заданной теме. Оказывается, в ГОСТе допущена грубая опечатка, что и отмечает О.П.Коршунов: вместо "библиографических" следует читать "библиографируемых" [Библиографическая работа в библиотеке. С. 120]. Здесь же он справедливо подчеркивает, что понятие "библиографический отбор" должно включать любые ограничения относительно объектов библиографирования, т.е. не только качественные, но и формальные.

Следует учитывать, что отбор материала как результат особого процесса библиографирования в той или иной мере свойствен большинству библиографических пособий, в частности всем без исключения научно-вспомогательным и рекомендательным. В качестве примера можно назвать пособия, в которых отбор вообще не осуществляется: таковы указатели всех прижизненных изданий произведений какого-либо лица; указатели произведений печати, вышедших в свет на территории определенной местности - города, области, края и т.п. Здесь сам замысел, цель библиографирования требуют исчерпывающей полноты охвата материала. Согласно О.П.Коршунову [Библиография. Общий курс. С. 417-419; Библиографическая работа в библиотеке. С. 120-121], можно выделить два вида библиографического отбора: ограничительный и качественный.

В свою очередь, ограничительный отбор выступает на практике в двух разновидностях: формальный и содержательный. Формальные ограничения могут быть пространственными (на наш взгляд, лучше - источниковедческими) - фонд библиотеки или фонды нескольких библиотек, издательский репертуар, книготорговый ассортимент; формально-издательскими - вид издания, тираж, объем, способ размножения и т.д.; хронологическими - учетный период, время написания или издания; территориальными, языковыми, авторскими и др. При таком отборе не затрагивается содержание, тематика документов. В реальной библиографической практике формальные ограничения отбора нередко используются в различных сочетаниях. Типичный пример - "Книжная летопись": здесь отбор ведется по формально-издательскому (книги, брошюры, авторефераты), территориальному (издания, вышедшие в свет на территории РФ), хронологическому (издания, выпущенные и поступившие в РКП за последнюю неделю) критериям.

Содержательные ограничения в отборе, по сравнению с формальными, более активны по отношению к пользователю, но четкой дифференциации их пока не разработано. Поэтому в каждом конкретном случае составления существуют свои содержательные ограничения. Важно, чтобы из всей массы имеющихся документов были отобраны те, которые связаны с определенной отраслью знания, проблемой, темой, жизнедеятельностью конкретного лица или коллектива и т.п. Например, ЭИ "Информатика" отражает публикации по следующим темам: общие вопросы информатики, организация информационной деятельности, документальные источники информации, аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации, информационный поиск, информационное обслуживание, информационная техника. Каждая из этих рубрик становится затем содержанием отдельных тематических номеров реферативного издания.

Качественный отбор связан с оценкой содержания документов, что особенно характерно в случае рекомендательной и имеет место в научно-вспомогательной библиографии. Составителю важно не только основательно знать тему пособия и имеющуюся по теме литературу, но и уметь осуществлять сравнительный анализ научной или художественной значимости, ценности близких по тематике работ, учитывать уровень подготовки, специфику восприятия и особенности психологии различных групп потребителей информации. Например, было бы ошибочно рекомендовать статьи из специальных журналов и трудов научных учреждений читателю, интересующемуся какой-то темой, но не имеющему даже законченного среднего образования. И, наоборот, нецелесообразно в пособие, предназначенное специалистам, включать школьные учебники, популярные статьи и книги. В целом важно иметь в виду, что все виды ограничений в процессе библиографического отбора практически могут сочетаться друг с другом. В одном пособии могут одновременно использоваться формальные, содержательные и качественные критерии отбора. При этом один из них является основным, другие - дополнительными, сопутствующими.

В составлении библиографических записей реализуется суть этапа библиографирования. Для этого используются самые различные методы и формы воспроизведения получаемых информационных результатов. Особенностям составления основных видов библиографической записи будет посвящен следующий параграф настоящей главы.

Этап систематизации включает четыре основных процесса: индексирование и предметизация, библиографическая группировка, составление предварительных замечаний, составление вступительной статьи. Речь идет, в первую очередь, о библиографической систематизации, в результате которой полученный на этапе библиографирования материал в форме библиографических записей преобразуется в библиографическое произведение. Для этого предназначены первые два из вышеперечисленных процессов (см. рис. 32). Кроме того, имеется в виду и литературная систематизация, т.е. организация библиографического материала в систему, соотносимую с законами жанра литературного произведения. Эту функцию в основном реализуют два последних из названных процессов (см. рис. 32).

Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое пособие представляет собой упорядоченное множество библиографических записей, объединенных по какому-либо признаку. Правда, в свете такого определения (по одному признаку) мы получим библиографическое пособие с самой простой структурой, т.е. библиографический список. Помимо формальных способов систематизации в библиографии используются еще два вида систематизации содержательного характера: библиографическая классификация - по какой-либо схеме классификации документов; библиографическая предметизация - непосредственно по содержанию документа путем определения ключевых слов или дескрипторов. Как известно, в библиографической литературе и в ГОСТ 7.0-84 принят еще один вид библиографической систематизации -  "библиографическая группировка", определяемый в очень ограниченном значении: "объединение библиографических записей в группы по заданным признакам" [ГОСТ.7.0-84. С. 13]. Мы используем этот термин в смысле библиографической систематизации записей в пособии по любым признакам.

Чтобы облегчить библиографическую группировку в создаваемом библиографическом пособии, составитель должен предварительно осуществить индексирование и  предметизацию каждой библиографической записи. При индексировании в аппарате библиографической записи указывается классификационный индекс - "условное обозначение деления какой-либо системы классификации, к которому относится библиографируемый документ" [ГОСТ 7.0-84. С. 5]. Учитывая важность библиографической систематизации и действующих в нашей стране схем классификации, мы рассмотрим эту тему далее в отдельном параграфе. В ходе предметизации, т.е. выявления основного предмета (содержания), о котором идет речь в библиографируемом документе, для каждой библиографической записи определяется предметная рубрика: "краткая формулировка предмета (факта, события, аспекта и т.п.), рассматриваемого в документе" [Там же].

Предметные рубрики (заголовки) могут создаваться, по крайней мере, тремя способами. Во-первых, путем перевода классификационного индекса в соответствующую предметную рубрику используемой схемы классификации. Во-вторых, в качестве предметных рубрик могут быть использованы заглавия документов, в необходимых случаях уточненные исходя из контекста (содержания) библиографируемого документа. В-третьих, основное смысловое содержание (предмет) документа может быть с достаточной степенью точности и полноты выражено соответствующим списком или сочетанием так называемых ключевых слов, т.е. наиболее существенных для этой цели слов и словосочетаний, обладающих назывной (номинативной) функцией в тексте библиографируемого документа.

Ключевые слова могут быть выбраны непосредственно из содержания документа или носить формализованный, нормативный характер. В этом случае они превращаются в дескрипторы, т.е. предназначенные для предметного индексирования документов нормативные ключевые слова, которые по определенным правилам отобраны из основного словарного состава того или иного естественного языка и у которых искусственно (при помощи соответствующих отсылок и помет) устранены синонимия, полисемия и омонимия. Для этих целей создаются специальные дескрипторные словари, или тезаурусы. Они могут быть универсальными и отраслевыми. На их основе развивается такой вид предметизации, как координатное индексирование, при котором основное смысловое содержание текста документа представляется в виде сочетания ключевых слов или дескрипторов. Координатное индексирование считается одним из перспективных направлений в библиографической систематизации. В целом взаимосвязь между предметом (содержанием) документа, предметной рубрикой и предметным индексированием или, иначе, между содержанием, выражающими его ключевыми словами и дескрипторами хорошо выразил известный американский специалист по информатике  Ч.Л.Берньер: "Предмет - это то, чему посвящен разговор, дискуссия или статья. Предметный заголовок - это термин, который выбран для того, чтобы направить или привести потребителя к предмету, а предметное индексирование - это метод указания предмета потребителю. Предметизатор должен выявить один или более предметов, о которых идет речь, подобрать один или более терминов для обозначения этих предметов, после чего заменить данные термины стандартными, применяемыми при индексировании" [Цит. по:  Михайлов А.И.,  Черный А.И.,  Гиляревский Р.С. Основы информатики. С. 347].

Независимо от способа предметного индексирования, полученные рубрики заданным образом должны быть сгруппированы (перечислительно, иерархически, интегрально) и как бы составить содержательную структуру будущего библиографического пособия. Но в современной библиографии помимо содержательного выделяют также формальный и рекомендательный способы библиографической группировки [подробнее см.: Библиография: Общий курс. С. 419-423; Библиографическая работа в библиотеке. С. 121-124]. Библиографическая группировка помогает пользователям лучше ориентироваться в пособии, быстро находить нужные материалы, видеть взаимосвязь между ними, а в ряде случаев и подсказывает порядок, последовательность знакомства с содержанием. Группировка включает три основные операции: разделение всего массива записей на определенные группы по избранному признаку; определение последовательности разделов, подразделов, рубрик и т.д.; выбор способа расположения записей внутри рубрик (подрубрик), т.е. внутри так называемых последних делений.

Будем различать три основных способа группировки: формальный, содержательный и рекомендательный. Главное назначение формальной группировки заключается в том, чтобы обеспечить поиск конкретных документов по их внешним признакам. Она имеет ряд разновидностей: расположение в алфавите заглавий документов или фамилий их авторов, по виду изданий, месту издания или хранения, формату, хронологии написания или издания, языку, издательствам и т.п. Расположение материала по внешним признакам является наиболее простым и легким для составителя, а также доступным для пользователя. Важно, что формальная группировка позволяет получить и содержательную информацию об отраженном в пособии массиве документов. Так, хронологическое (по годам издания) расположение позволяет проследить становление и эволюцию документального потока по теме; группировка по месту издания - представить объем и характер издательской деятельности в том или ином городе, области, крае; по алфавиту фамилий авторов - помогает оценить творческую активность и вклад определенного деятеля в развитие науки, литературы, политики, искусства и т.д.

Более противоречиво выглядит классификация содержательной группировки, которая базируется на тематике документов или соответствующих библиографических записей. При этом одно и то же произведение, нередко посвященное нескольким темам (вопросам), может быть отражено в разных предметных рубриках пособия, для чего используется особая система отсылок. Как считают авторы учебника ( О.П.Коршунов и др.), содержательная группировка может быть систематической, тематической и предметной. Первое, с чем нельзя согласиться, это размещение в одном ряду трех терминов, соотносимых с двумя разными критериями: систематический - это принцип (способ, метод) группировки, а тематический и предметный - это синонимы, соотносимые с объектом (содержанием) данной группировки. Достаточно обратиться к "Словарю книговедческих терминов"  Е.И.Шамурина, чтобы убедиться в этом: "Предмет книги - конкретная тематика произведения печати; непосредственный объект, рассматриваемый в нем. Синоним термина: тема книги". Этот же словарь указывает на аналогичность принципа группировки в таких библиографических пособиях, как предметный указатель (каталог) и тематический указатель (каталог). Применительно к этим пособиям следует говорить об алфавитно-предметном, или словарном, принципе содержательной группировки. Типичным примером может служить известный "Словарный указатель по книговедению"  А.В.Мезьер.

Особенности алфавитно-предметной классификации (предметизации, группировки) известны давно. Достаточно сослаться на классический труд  А.И.Михайлова.  А.И.Черного и  Р.С.Гиляревского "Основы информатики", где она определяется как информационно-поисковый язык (ИПЯ), основной словарный состав которого есть упорядоченное по алфавиту множество слов, сочетаний и фраз естественного языка, обозначающих предметы какой-либо отрасли науки или практической деятельности. Примечательно, что далее приводится определение такой классификации из "Словаря"  Е.И.Шамурина. В "Основах информатики" мы находим доказательства синонимичности предмета и темы (тематики). В частности, предмет - это все, что может быть объектом специального изучения. Предметами являются не только материальные вещи объективного мира с их свойствами и отношениями, но и отражения этих вещей в нашем сознании, т.е. ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения, умозаключения, научные теории и проч., т.е. то, что в логике называют предметами мысли. Что касается предмета документа, то это основная тема (одна или несколько), которой посвящен данный документ.

Но главное для нас в другом: алфавитно-предметные классификации могут быть двух типов: а) алфавитно-систематические; б) словарные. В первых предметный словник (алфавитное множество предметных заголовков, рубрик) состоит из названий предметов, которые подчинены названиям классов таких предметов, т.е. носит многоуровневый, иерархический характер. Число уровней иерархии в таком предметном словнике определяется практическими требованиями. Но порядок расположения предметных рубрик (заголовков) - алфавитный. В случае словарной классификации предметный словник состоит только из расположенных в алфавитном порядке названий самих предметов (предметных рубрик, заголовков), т.е. носит не иерархический, а одноуровневый, перечислительный характер.

Другими словами, то, что выше было названо тематической и предметной содержательными группировками, можно точнее обозначить как систематические. Только следует иметь в виду, что систематическая группировка по содержанию не сводима лишь к схемам действующих универсальных классификаций (УДК, ББК, ГРНТИ и др.), она может создаваться и специально в каждом конкретном случае подготовки библиографического пособия. А главное - содержательные систематические группировки могут иметь различный характер построения (структуры). В целом их можно свести к трем основным: перечислительным, иерархическим, интегральным (фасетным, дескрипторным и т.п.). Предлагаемые нами термины в большей мере отражают единый признак внутренней структуры, принятый в ГОСТ 7.0-84 и вузовских учебниках по библиографии. В частности, простой группировкой отличается библиографический список, независимо от того, какой единичный признак систематизации - формальный или содержательный - положен в его основу. Иерархическая и интегральная группировки характеризуются определенной сложностью даже одного содержательного критерия, а в действительности в них широко используется многомерный критерий систематизации, включающий как формальные, так и содержательные единичные признаки. Такой сложностью содержательной группировки отличается библиографический указатель, особенно если в нем используются так называемые вспомогательные указатели.

Еще более сложной является рекомендательная группировка. Во-первых, она всегда содержательна (предметна). Во-вторых, в отличие от всех других она должна носить ценностный (аксиологический) характер. И не только в вариантах от общего к частному, от простого к сложному, но и с учетом квалификации новизны, ценности и полезности рекомендуемой информации, социально-психологических качеств конкретного потребителя, его возможностей эффективно освоить и практически использовать предлагаемое ему библиографическое пособие.

Итак,  библиографическая группировка в составляемых пособиях (изданиях) может быть трех основных типов - формальной, предметной и ценностной. Все они системны, но отличаются различной глубиной внутренней структуры (от простой к сложной и ценностной), числом привлекаемых признаков (от единичного до многомерного критерия) и особенностями их комбинаций в основном тексте библиографического пособия и его аппарате.

Особую роль на этапе систематизации играют такие процессы, как составление вступительной (вводной) статьи и предварительных замечаний в основных разделах. В принципе они обязательны в крупных рекомендательных и ретроспективных научно-вспомогательных пособиях, библиографических репертуарах, во всех видах библиографических обзоров и т.п. Классическими примерами могут служить "Предуведомление" к "Опыту российской библиографии"  В.С.Сопикова, "Среди книг"  Н.А.Рубакина и др. Мы рассматриваем эти два процесса вместе, так как их выделение зависит от сложности структуры составляемого пособия и творческих возможностей составителей. Можно начинать с предварительных замечаний в основных разделах, обобщая материалы затем во вступительной статье, и, наоборот, - со вступительной статьи, затем конкретизируя ее содержание в соответствующих предварительных замечаниях в основных разделах. Важно понять, что в обоих случаях по характеру жанрового исполнения это обзорные произведения. Поэтому они обязательно должны быть связаны с основным текстом библиографического пособия путем отсылок к соответствующим библиографическим записям. В то же время эти обзоры имеют принципиальное различие. Во-первых, предварительные замечания носят частный и соподчинительный по отношению к вступительной статье характер. Во-вторых, вступительная статья в библиографическом указателе осуществляет функции и введения, и заключения, что обычно выделяется в монографических произведениях.

Существуют и другие точки зрения. Например, достаточно обратиться к ГОСТ 7.23-96, где вся проблема ограничена одной фразой: вступительная статья содержит характеристику издания, раскрывает историю развития и состояние научных исследований по теме издания. Но известно, что характеристику издания обычно отражает предисловие. И вряд ли можно видеть главное назначение вступительной статьи в освещении истории развития и состояния научных исследований по теме. Это может быть важно в пособиях ретроспективного характера, но совсем не к месту в рекомендательных. Вступительная статья должна нацеливать на суть проблемы, исходя из общей задачи библиографического пособия.

Более четкую характеристику вступительной статьи дает  О.П.Коршунов [Библиография: Общий курс. С. 427; Библиографическая работа в библиотеке. С. 125]. По его мнению, такая статья, написанная чаще всего научным редактором пособия, обычно представляет собой сжатый обзор, в котором рассматриваются история развития и современное состояние литературы вопроса. Она должна быть не просто дополнительным материалом по теме пособия, но его органичной составной частью. О.П.Коршунов считает важными статистические обобщения и выводы, построенные на основе анализа отраженной в пособии литературы. Как видим, он исходит из общебиблиографической точки зрения, а не рекомендательной, где особенно существенны не статистические, а качественные обобщения и выводы, оценки и рекомендации. Характерно, что в ГОСТ 7.15-79 аналогичный структурный элемент государственного библиографического указателя называется обзорной статьей, включающей характеристику, состояние, исторические и другие сведения о развитии издательского дела и (или) библиографии в нашей стране.

Кстати, именно в таком государственном пособии, как ежегодник "Библиография российской библиографии", помещается достаточно образцовая вступительная статья. Правда, она объединяет в себе и предварительные замечания. Но в целом в ней имеются как бы вводная часть (раздел "Общая библиография") и "Заключение", в котором даны обобщения и выводы, подчеркнуты достижения в развитии российской библиографии в соответствующем году. В этой связи странно, что вступительные статьи отсутствуют в других ежегодниках РКП ("Печать РФ...").

Вступительная статья как бы венчает этап систематизации, в результате которого создается основная часть издания - библиографическое пособие. Его структуру, информативность, доступность необходимо усовершенствовать путем введения вспомогательных указателей, предисловия, оглавления, списка сокращений и проч., т.е. на уровне следующего этапа составления библиографического пособия.

Этап разработки аппарата решает эту задачу. К сожалению, приходится констатировать, что и эта проблема в действующих нормативных документах и предлагаемых методиках трактуется по-разному. Так, согласно ГОСТ 7.23-96 помимо основной части (текста) существуют еще три структурных элемента - справочно-поисковый аппарат, дополнительные сведения, выходные сведения. В ГОСТ 7.0-84 имеется только определение справочно-библиографического аппарата библиотеки. В других стандартах, посвященных, например, государственным библиографическим указателям (ГОСТ 7.15-79), издательским и книготорговым библиографическим пособиям (ГОСТ 7.42-83), подобного структурного элемента вообще нет; они называются соответствующими единичными терминами (предисловие, вспомогательные указатели и т.п.).  О.П.Коршунов в заключительном этапе выделяет подготовку справочно-методического аппарата библиографического пособия [Библиография: Общий курс. С. 427-431; Библиографическая работа в библиотеке. С. 124-131], который включает помимо вспомогательных указателей предисловие, вступительную (вводную) статью и приложения (списки просмотренных источников, условных сокращений, методические советы и т.п.).

По нашему мнению, такой разнобой в понимании аппарата библиографических и других информационных изданий ничем не оправдан. Мы исходим из давно устоявшейся в книжном деле трактовки аппарата издания. В частности, согласно известному вузовскому учебнику  Н.М.Сикорского аппаратом книги принято называть материалы, которые дополняют основной текст, а также позволяют читателю легче и проще воспринимать содержащуюся в книге информацию [Теория и практика редактирования. М., 1980. С. 283]. К аппарату книги отнесены: предисловие (послесловие), прикнижная аннотация, примечания и комментарии, внутрикнижная и прикнижная библиография, указатели, приложения, оглавление (содержание), выходные сведения. Причем из всех других известных в издательской практике названий - научно-справочный аппарат, справочно-сопроводительный аппарат, справочный аппарат - принято название "аппарат книги". Такой же подход положен в основу определения термина "аппарат издания". Правда, в "Словаре издательских терминов" предпринята попытка дифференцировать эту структурную часть издания (книги): справочно-вспомогательный аппарат издания - оглавление (содержание), вспомогательные указатели, колонтитул; научно-справочный аппарат издания - вступительная статья, предисловие автора (издателя, редактора), послесловие, комментарий, примечания, аннотация, реферат и т.д.

Мы не можем признать удачной такую дифференциацию аппарата издания. Во-первых, она допускает, наряду с базовым термином "аппарат издания", использование термина "справочный аппарат". Во-вторых, вспомогательный характер носят не только отдельные, а все элементы аппарата издания. В-третьих, спорно определена научность отдельных элементов аппарата: например, научность вспомогательных указателей издания, особенно систематических, предметных, много выше, чем издательской (прикнижной) аннотации или реферата. Наконец, в-четвертых, в аппарат издания неправомерно включен такой элемент, как вступительная статья. На самом деле согласно современной теории и практике редактирования вступительная статья, как и любое другое введение, - это уже элемент основной части (текста, произведения) издания. По "Словарю издательских терминов" введение определяется как структурная часть основного текста произведения, представляющая собой начальную главу, иногда ненумерованную. Введение вводит читателя в суть проблематики произведения, представляет основные аспекты содержания, историографию предмета и т.п. Общая теория и практика редактирования распространяется и на структуру библиографического издания, которое также должно состоять из двух главных частей: основного текста (произведения) и аппарата (справочного аппарата). Методика составления аппарата издания достаточно разработана [ Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. 2-е изд., испр. и доп.;  Мильчин А.Э. Методика редактирования текста; Его же. Культура книги;  Тяпкин Б.Г. Аппарат произведения печати;  Призмент Э.Л. Работа редактора над аппаратом книги; Призмент Э.Л.,  Динерштейн Е.А. Вспомогательные указатели к книжным изданиям. 2-е изд., испр. и доп.].

Заключительный этап содержит два основных процесса: окончательное оформление авторской рукописи и редактирование библиографического пособия. Наиболее спорный вопрос - редактирование, поскольку в современных условиях составление и редактирование функционально и организационно специализированы. Нельзя включать  библиографическое редактирование в процесс библиографирования, как это сделано в ГОСТ 7.0-84. Редактирование - всестороннее и качественное совершенствование рукописи. Поэтому включение его в процесс составления чисто условно: чтобы показать тесную связь и преемственность составления и редактирования библиографических пособий.

Итак, составление библиографического пособия включает шесть основных этапов, на основе которых формируется будущее издание. С позиций общих требований современной библиографии и предложенной нами методики мы рассмотрим далее особенности составления основных видов библиографических записей.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.