ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Предметы:

РАЗДЕЛ III. МЕТОДИКА БИБЛИОГРАФИИ

Излагаются основы организации функциональных видов библиографии и методики составления библиографических пособий, библиографического поиска, систематизации и обслуживания.

Глава 13. СОСТАВЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Излагаются методические основы этого важнейшего библиографического процесса с учетом различных типов и видов библиографических записей, пособий, изданий.



назад в содержание

13.2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ЗАПИСИ

Согласно ГОСТ 7.0-84 к основным видам относятся библиографическое описание, аннотация, реферат (см. гл. 3, § 2). Особенности их регламентированы ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа", ГОСТ 7.9-95 "Реферат и аннотация". Кроме того, имеются ГОСТы на другие специфические виды произведений, материалов, изданий: ГОСТ 7.16-79 "Библиографическое описание нотных изданий" ГОСТ 7.18-79 "Библиографическое описание картографических произведений" ГОСТ 7.34-81 "Библиографическое описание изоизданий" ГОСТ 7.40-82 "Библиографическое описание аудиовизуальных материалов". Но общепринятой методики их составления нет. Поэтому мы рассмотрим отдельно каждый из основных видов библиографической записи на примере книг, многотомных изданий, составных частей произведений (документов, изданий).

Библиографическое описание. В развитие и дополнение действующего ГОСТ 7.1-84 опубликован ряд справочных изданий. Основными из них являются: Правила составления библиографического описания: В 6 ч. Ч. 1. Книги и сериальные издания. М., 1986. 528 с.; Составление библиографического описания: Крат. правила. М., 1987. 224 с.; То же. 2-е изд., доп. 1991. 222 с. Оба издания подготовлены от имени Междуведомственной каталогизационной комиссии при РГБ, обсуждены и одобрены на ее пленумах. В многотомном издании Комиссии другие части посвящены библиографическому описанию: нотных изданий [Ч. 2. 1987. 256 с.]; картографических произведений [Ч. 3. 1990. 280 с.], изоизданий [Ч. 5. 1991], аудиовизуальных материалов [Ч. 6. 1989. 289 с.]. К сожалению, между этими двумя изданиями имеются разночтения по отношению к ГОСТ 7.1-84, особенно в "Кратких правилах". В частности, примеры в ГОСТе ориентированы на описания для изданий библиографических пособий, то же - и в многотомном издании (Ч. 1), тогда как в "Кратких правилах" по-разному, но в основном для каталогов (картотек). Положительным в обоих изданиях следует считать наличие многочисленных приложений (например, правила объединения библиографических записей нескольких изданий, в ГОСТе - документов; список наименований советских издательств и др.), алфавитно-предметного указателя. Кроме того, в "Кратких правилах" даны в приложении (в отличие от первой части многотомного свода) правила библиографического описания нотного издания, аудиовизуальных материалов, картографического произведения, изоиздания, а также правила оформления библиографических ссылок, прикнижных и пристатейных библиографических списков, правила сокращения и список особых случаев сокращения слов и словосочетаний в библиографическом описании.

С учетом сказанного нет необходимости в подробном изложении правил составления библиографического описания. Названные выше справочные издания, сам ГОСТ 7.1-84 могут быть использованы в качестве учебных пособий. Поэтому основное внимание мы уделим наиболее существенным положениям и особенностям составления основных видов библиографического описания - монографического, сводного, составной части документа - или аналитического; библиографической ссылки. При этом будем ориентироваться на использование их не в каталогах и картотеках, а в изданиях библиографических пособий.

Любое библиографическое описание состоит из элементов, т.е. минимальных структурных единиц, содержащих одно или несколько определенных библиографических сведений. В свою очередь, элементы объединяются в области, т.е. структурные единицы, включающие один или несколько формально, функционально и (или) содержательно однородных элементов. Библиографические элементы подразделяются на обязательные и факультативные (не обязательные). Факультативные элементы дают дополнительную информацию о документе. С наибольшей полнотой они приводятся в библиографических описаниях для государственных библиографических указателей, печатных каталожных карточек централизованной каталогизации.

Таблица 18

Основными источниками библиографических сведений являются элементы аппарата, которые используются в следующем порядке: титульный лист и его разновидности, в том числе совмещенный титульный лист, авантитул, контртитул, оборот титульного листа, колонтитул, обложка (переплет), шмуцтитул; сведения его перед выпускными данными; выпускные данные; оглавление (содержание); текст издания и т.д. [подробнее см.: ГОСТ 7.4-95 "Издания. Выходные сведения", а также - Гречихин А.А. Титульные элементы вузовской книги: (Состав, особенности размещения и оформления)//Совр. пробл. книговедения. 1996. Вып. 11. С. 61-75; Виды титульных листов//Правила составления библиографического описания. Ч. 1. С. 427-440. Прил. 5].

В библиографическом описании областям и элементам предшествуют условные разделительные знаки (табл. 18). Но все области и элементы, независимо от знака, пишутся с прописной буквы. В случае исключения элемента он опускается вместе с предшествующим ему условным разделительным знаком.

Ниже приводится перечислительная модель монографического библиографического описания (или библиографического описания однотомного издания, или монографического описания книги):

Заголовок описания

Область заглавия и сведений об ответственности

Основное заглавие

= Параллельное заглавие

: Сведения, относящиеся к заглавию

/ Первые сведения об ответственности

; Последующие сведения об ответственности

Область издания

Сведения об издании

/ Первые сведения об ответственности, относящиеся к данному изданию

; Последующие сведения

, Дополнительные сведения об издании

Область выходных данных

Первое место издания

; Последующее место издания

: Издательство или издающая организация

, Дата издания

(Первое место печатания

, Последующее место печатания

: Типография

, Дата печатания)

Область количественной характеристики

Объем

: Иллюстрации

; Размер

+ Сопроводительный материал

Область серии

(Основное заглавие серии

= Параллельное заглавие серии

: Сведения, относящиеся к заглавию серии

/ Первые сведения об ответственности, относящиеся к серии

; Последующие сведения

, Международный стандартный номер сериального издания (ИССН), присвоенный данной серии

; Номер выпуска серии

. Основное заглавие подсерии

= Параллельное заглавие подсерии

: Сведения, относящиеся к заглавию подсерии

/ Первые сведения об ответственности, относящиеся к подсерии

; Последующие сведения

, ИССН подсерии

; Номер выпуска подсерии)

Область примечания

Область Международного стандартного номера книги (ИСБН), цены и тиража

ИСБН

: Цена

, Тираж

В этой модели выделены подчеркиванием обязательные элементы. Общая модель монографического библиографического описания может быть представлена и в виде связного (в подбор) текста, где в квадратных скобках кратко указаны особенности соответствующих элементов. Такая модель характерна для изданий библиографического пособия.

Заголовок описания [содержит или имена индивидуальных авторов, если их не более трех; или наименование коллективного автора, в случае нескольких - указывают первого; или обозначение вида материала; или унифицированное заглавие; или основное заглавие]. Основное заглавие = Параллельное заглавие: Сведения, относящиеся к заглавию [раскрывают и объясняют основное заглавие, уточняют название книги и т.п.; перед каждыми сведениями двоеточие повторяется] / Сведения об ответственности [приводят фамилии и инициалы авторов, составителей, редакторов, художников и других лиц, участвовавших в создании книги, наименования учреждений, от имени или при участии которых опубликована книга; знак "косая черта" предшествует только первой группе сведений; между собой группы сведений об ответственности разделяют точкой с запятой, однородные сведения внутри группы разделяют запятой]. - Область издания [содержит сведения об отличиях данного издания от других изданий того же произведения; обязательными являются сведения о переизданиях, перепечатках, специальном назначении данного издания и особых формах его воспроизведения]. - Первое место издания: Наименование издательства или издающей организации [в именительном падеже и в сокращенной форме]. Дата издания [год издания, указанный в книге] (Первое место печатания, Последующее место печатания: Наименование типографии, Дата печатания). - Объем [фактическое количество страниц или листов, столбцов; арабскими или римскими цифрами в зависимости от имеющейся в книге нумерации} : Сведения об иллюстрациях [включенных в нумерацию]; Размер [высота обложки или переплета в см] + Сопроводительный материал [приложения]. - (Область серии) [содержит сведения о сериальном издании, выпуском которого является данная книга]. - Область примечания [дополнительная информация о книге, которая не была приведена в других областях; текст примечания не регламентируется; сначала приводят примечания к областям и элементам в порядке их следования, а затем - примечания к изданию в целом: о языке текста книги или ее части, выходных сведений; о посвящении; о справочном аппарате - библиографическом списке, вспомогательном указателе и т.п.; о связи с другим документом - переизданием, оригиналом, рецензией, рефератом и т.д.; об основном источнике информации, если описание составлено не по титульному листу; об особенностях полиграфического оформления и исполнения; о содержании - в целом или об отдельных произведениях, разделах, главах и т.д.; другие примечания]. - ИСБН (наличие переплета): Цена, Тираж.

Примеры различных видов монографического библиографического описания:

Пушкин А.С. Борис Годунов: Трагедия/Послесл. и прим. Д.Благого; Грав. В.Фаворского. - М.: Дет. лит., 1988. - 125 с.: ил. - (Шк. б-ка. Для сред. шк.). - ИСБН 5-08-001372-9.

Рудников Ю.М. и др. Автомобиль категории Д: Учеб. водителя/Ю.М.Рудников, Ю.Л.Засорин, В.М.Дагович. - 2-е изд., стер. - М.: Транспорт, 1989. - 332 с.: ил. - ИСБН 5-277-00077-1 (в пер.).

Гибкие производственные системы/Н.П.Меткин, М.С.Лапин, С.А.Клейменов, В.М.Критский. - М.: Изд-во стандартов, 1989. - 311 с.: ил. - Библиогр.: с. 308-309. - (В пер.).

Краткий психологический словарь/Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Просвещение, 1985. - 431 с. - Темат. указ. ст.: с. 421-431.

Сводное библиографическое описание составляют на многотомное или сериальное издание в целом, или группы составляющих его томов, выпусков, номеров и т.п. Здесь мы будем рассматривать описания только многотомного издания. В этом случае описание состоит из двух частей: общей и спецификации. В общей части сводного библиографического описания многотомного издания приводят библиографические сведения, относящиеся ко всем или большинству томов, в спецификации - только к отдельным томам. При этом руководствуются теми же правилами, что и при составлении монографического библиографического описания. Но есть и свои особенности. Так, в сведениях, относящихся к заглавию, приводят данные о том, в скольких томах вышло или выходит издание (если это в нем указано), например: Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов: В 3 т. В области выходных данных приводят годы издания первого и последнего томов, соединенные знаком тире, или один год, если все тома вышли в течение этого года; при описании неполного комплекта приводят наиболее ранний год и тире после него, например: М.: Недра, 1980-1982; Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1980; Наука, 1982 - . В последнем случае при необходимости приводят только годы (год) их публикации, опуская тире. Описание, состоящее только из общей части, составляют на издание в целом - при наличии всех его томов. В этом случае сведения - количество томов - являются обязательными, а все элементы спецификации опускают, например: Самойлов Д.С. Избранные произведения: В 2 т. М.: Худож. лит., 1989. ISBN 5-280-00564-9.

Спецификацию записывают после общей части с новой строки (с абзаца) или в подбор. В последнем случае перед спецификацией ставят точку и тире (или только точку). Сведения об отдельных томах в спецификации оформляют с новой строки или в подбор. При этом в первом варианте в конце сведений о каждом томе ставят точку, во втором - сведения о томах разделяют точкой с запятой. В спецификации основному заглавию при наличии обозначения тома (выпуска, сборника, книги и т.п.) и его номера предшествует двоеточие, например: Т. 3: Образование кристаллов. При необходимости спецификация может быть записана в сокращенной форме, вплоть до обязательных номера (номеров) тома и ISBN тома (томов). При этом номера томов, следующие подряд, соединяют знаком тире (например, Т. 1-5; Вып. 1-3; 5-8).

На практике чаще всего приходится иметь дело не с полным комплектом томов или группой их, а с отдельными томами. В этом случае имеются три варианта библиографического описания: 1) со спецификацией, 2) с включением ее в первую область - заглавия и сведений об ответственности, 3) под собственным заглавием данного тома. В последнем варианте сведения о многотомном издании в целом приводятся в области серии. Ниже даны примеры сводного библиографического описания.

Многотомное издание со спецификацией в полной форме:

Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1982. - (В пер.).

Т. 1: Механика. Молекулярная физика. - 432 с.: ил. - Предм. указ.: с. 429-432. - 1. р., 300000 экз.

Т. 2: Электричество и магнетизм. Волны. Оптика. - 496 с. - 1 р. 10 к., 250000 экз.

Т. 3: Квантовая оптика. Атомная физика. Физика твердого тела. Физика атомного ядра и элементарных частиц. - 304 с.: ил. - 75 к., 225000 экз.

Многотомное издание со спецификацией в краткой форме:

Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1982. - (В пер.). - Т. 1-3.

или

Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1982. - 3 т.

Отдельный том многотомного издания со спецификацией:

Савельев И.В. Курс общей физики: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука, 1982. - (В пер.).

Т. 1: Механика. Молекулярная физика. - 432 с.: ил. - Предм. указ.: с. 429-432. - 1p,, 300000 экз.

С включением описания данного тома в первую область - заглавия и сведений об ответственности:

Савельев И.В. Курс общей физики. Т. 1. Механика. Молекулярная физика: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Наука. 1982. - 432 с.: ил. - Предм. указ.: с. 429-432. - (В пер.).

Под собственным заглавием тома:

Савельев И.В. Механика. Молекулярная физика: Учеб. пособие для студентов втузов. - 2-е изд., перераб. М.: Наука, 1982. - 432 с.: ил. - (Курс общей физики; Т. 1). - Предм. указ.: с. 429-432. - (В пер.).

На составную часть документа дается аналитическое библиографическое описание. При этом следует иметь в виду, что на практике существует три основных вида составных частей: 1) самостоятельная часть (статья, рассказ, роман и т.п.); 2) относительно самостоятельная часть (раздел, глава, параграф и т.п.), имеющая собственное название; 3) любой фрагмент текста, не выделенный в документе. В последнем случае используется область примечания и составитель сам формулирует предметную рубрику в квадратных скобках, например: С. 50-52: [Особенности библиографического описания диссертации]. При необходимости область примечания может быть использована и для описания самостоятельной и относительно самостоятельной составных частей.

Общую модель аналитического библиографического описания (или составной части документа) можно представить следующим образом:

Сведения о составной части документа//Сведения о документе, в котором помещена составная часть. - Примечания.

Перед сведениями о документе, в котором помещена составная часть, применяют знак "две косые черты" в один пробел до и после знака. Существуют определенные особенности аналитического библиографического описания составных частей из различных видов изданий. Примеры некоторых из них приведены ниже.

Составная часть книги:

Шекспир У. Ромео и Джульетта/Пер. с англ. Б.Пастернака//Трагедии. - М., 1989. - С. 17-118.

Библиографическое описание книги//Составление библиографического описания: Крат. правила. - 2-е изд., доп. - М., 1991. - Гл. 2. - С. 21-63.

Сахаров В. Возвращение замечательной книги: Заметки о романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"//За строкой учебника: Сб. ст. - М., 1989. - С. 216-229.

Домашнему мастеру и рационализатору//1000 советов по экономии и быту/В.И.Сидоров, Е.М.Каневский, И.И.Колчина и др. - М., 1989. - С. 169-216.

Составная часть многотомного издания:

Ключевский В.О. Терминология русской истории: Лекции//Соч.: В 9 т. - М., 1989. - Т. 6. - С. 94-224.

Библиографическое описание книги//Правила составления библиографического описания: В 6 ч. - М.: Книга, 1986. - Ч. 1, разд. 2. - С. 140-289.

Составная часть сериального издания:

Газета

Петров И. Бизнес без границ//Подмоск. изв. - 1992. - 14 окт.

Журнал

Стоимость рекламных полос в периодических изданиях//Кн. дело. - 1992. - № 2. - С. 26-27.

Продолжающееся издание

Гречихин А.А. Система библиографии как деятельности//Совр. пробл. книговедения, кн. торговли и пропаганды книги: Межвед. сб. науч. тр. - 1991. - Вып. 8. - С. 78-106.

Свои особенности оформления имеют и  библиографические ссылки - библиографические описания, составляемые на цитируемое, рассматриваемое или упоминаемое в тексте произведения (документа, издания) другое произведение (его составную часть или группу произведений, документов, изданий). При оформлении библиографических ссылок следует учитывать общие условия. Так, их приводят в виде примечания, которое размещают или в тексте документа, или частично в тексте, а частично в примечании, или за текстом. На этом основании выделяют три вида библиографических ссылок: внутритекстовые, подстрочные (внизу страницы), затекстовые. Существует специфика оформления библиографических ссылок в зависимости от наличия прикнижных и пристатейных библиографических списков. Наконец, различают первичные и повторные библиографические ссылки.

В частности, при отсутствии библиографического списка ссылка может быть оформлена полностью в тексте в скобках (круглых, квадратных), например: (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1977. Кн. 2. С. 39). При использовании подстрочных и затекстовых библиографических ссылок применяют особые отсылки в тексте документа, которые повторяются и в самих ссылках. Отсылки дают в виде цифр (порядковых номеров) или звездочек. Другой характер имеет оформление ссылок при наличии библиографического списка. Здесь наиболее широко распространены два варианта: список пронумерован в порядке натурального ряда чисел или систематизирован по алфавиту. В первом из них в тексте документа после цитирования, рассмотрения или упоминания включенного в библиографический список другого документа в квадратных или круглых скобках проставляется номер, под которым оно значится в списке, а в необходимых случаях - том (выпуск и т.п.) и страницы, например: [18, т. 1, с. 753]. Во втором варианте в отсылке указывают фамилию автора и (или) первые слова заглавия, а затем год издания, например: [Вернадский В.И., 1977], [Информация и управление, 1985], при наличии других изданий этого автора - [Вернадский В.И. Размышления натуралиста, 1977]. В современной издательской практике первый вариант используется чаще, например в ежегоднике "Библиография российской библиографии", в изданиях обзорной серии ВИНИТИ "Итоги науки и техники" и т.д.

Следует отличать первичную и повторные ссылки на один и тот же документ при отсутствии прикнижного или пристатейного библиографического списка. Первый вариант повторности касается документа, упоминаемого, цитируемого или рассматриваемого на протяжении всего текста. Тогда первый раз в библиографической ссылке приводятся все необходимые элементы для идентификации и поиска соответствующего документа. А во всех последующих повторных ссылках она сокращается до первого элемента (заголовка описания), например: в первичной подстрочной ссылке:

1Централизация библиотечной сети: Итоги и пробл.: Сб. науч. тр. М., 1984. С. 97.

2Карцев В.П. Всегда молодая физика. М., 1983. С. 126.

В повторной:

1Централизация библиотечной сети. С. 82.

2Карцев В.П. С. 72.

Естественно, при наличии других изданий одного и того же автора помимо его фамилии в повторной библиографической ссылке указывается еще и основное заглавие соответствующего произведения.

Второй вариант повторности используется в тех случаях, когда библиографические ссылки на одно и то же издание следуют одна за другой. В повторных ссылках приводятся слова "Там же", заменяющие все элементы, указанные в предшествующей библиографической ссылке, например:

1Централизация библиотечной сети: Итоги и пробл.: Сб. науч. тр. М., 1984. С. 97.

2Там же. С. 82.

3Карцев В.П. С. 126.

4Там же. С. 72.

К сожалению, как показывает современный издательский опыт, принцип повторности в оформлении библиографических ссылок часто игнорируется. Это свидетельствует о низкой библиографической культуре и ведет к информативной избыточности текста.

Аннотирование. Типология составляемых аннотаций приведена выше (см. гл. 3, § 2). Требования к составлению аннотаций различных видов, помимо действующего ГОСТ 7.9-95, изложены во многих монографических публикациях. Наиболее фундаментальная из них - "Методика составления аннотаций"  Е.И.Шамурина [см. также:  Истрина М.В. Аннотирование произведений печати;  Леонов В.П. Реферирование и аннотирование научно-технической литературы]. Естественно, аннотирование нашло свое место и в современных учебниках для вузов [Библиография: Общий курс. С. 409-416; Библиографическая работа в библиотеке. С. 110-118]. И все же общепринятой типологии аннотаций и методики аннотирования пока нет. Поэтому с учетом существующих точек зрения мы при изложении особенностей составления аннотаций будем исходить из своего варианта [подробнее см.: Гречихин А.А.,  Здоров И.Г. Информационные издания. 2-е изд., перераб. и доп.].

Первое предубеждение, которое нужно преодолеть, касается отличия аннотации от библиографического описания. В указанной выше литературе вопроса в большинстве своем аннотация определяется как дополнение к библиографическому описанию, т.е. ей как бы отказывают в самостоятельном существовании как одного из видов библиографической записи. По нашему мнению, дополнение заключается в различии осуществляемых функций в процессе информационного управления: библиографическое описание идентифицирует документ, его часть или определенное множество документов, тогда как аннотация - содержание документа, его части (аспекта) или множества документов. В свою очередь, аннотация - разновидность реферата как генетически, так и по существу. Аннотация - не формальная, а содержательная модель документального источника. Из всего сказанного следует важный вывод. Библиографическое описание, аннотация (реферат) - это не только структурные элементы библиографической записи, но и самостоятельные библиографические произведения, отличительным признаком которых как жанров, по сравнению с литературными, выступает обязательное наличие библиографического описания, причем в любой редуцированной форме (классификационный индекс, автор, заглавие и другие элементарные библиографические сведения) и в любой последовательности.

Второе предубеждение связано с типологией аннотации. Так, в прежней редакции ГОСТ 7.9-77 эта проблема представлена весьма нечетко. Еще более она упрощена в новой редакции - ГОСТ 7.9-95. Поэтому лишь при тщательном анализе можно выяснить, что по функциональному назначению существует рекомендательная аннотация в целях рекламы и пропаганды лучших произведений печати; по объекту аннотирования - на произведения печати по естественным, техническим и общественным наукам и отраслям народного хозяйства, с одной стороны, и на произведения художественной литературы - с другой. Иными словами, использованы два основных признака систематизации: функция и объект (содержание).

Можно лишь условно говорить и о третьем признаке - содержательной структуре аннотации. Условно потому, что такая структура различна в зависимости от уже заданного признака - объекта аннотирования. Так, аннотация на произведения печати по естественным, техническим и общественным наукам и отраслям народного хозяйства включает: характеристику типа произведения, основной темы (проблемы, объекта), цели работы и ее результаты; указывает, что нового несет в себе данное произведение печати в сравнении с другими, родственными ему по тематике и целевому назначению (при переиздании - что отличает данное издание от предыдущего). Иногда приводятся сведения об авторе. Аннотации на произведения художественной литературы должны содержать сведения об авторе (национальная принадлежность, страна, период, к которому относится творчество автора), литературном жанре, основные проблемы и темы произведения, место и время действия описываемых событий. В аннотации указывается читательское назначение произведения печати.

Отсутствие необходимой для нормативного документа четкости в формулировке типологической специфики аннотаций по их функции, содержанию и структуре попыталась компенсировать  М.В.Истрина. В общем ей удалось предложить более четкую содержательно-структурную модель аннотации. По ее мнению, можно выделить следующие пять групп сведений об изданиях литературы, которые обычно содержатся в хорошо составленной издательской аннотации: 1) об авторе, составителе; 2) о произведении литературы, вошедшем в издание; 3) о научно-справочном аппарате; 4) об оформлении, иллюстрациях и т.д.; 5) о читательском адресе издания [Указ. соч. С. 24]. Содержательно-структурная модель конкретизируется затем применительно к изданиям художественной и к изданиям других видов литературы. Но в этой базовой модели почему-то отсутствуют еще две, и самые важные, группы сведений: целевое назначение издания, характеристика содержания издания (произведения). Правда, содержание достаточно убедительно раскрывается в последующем изложении.

М.В.Истрина не предложила и своей типологии аннотаций, что является первым и обязательным условием и от ее качества зависит методика аннотирования. Как мы уже отмечали, наиболее фундаментально типология аннотаций и методика аннотирования разработана у  Е.И.Шамурина. Но она уже во многом устарела, да и была излишне усложнена и в то же время формализована. К явной удаче Е.И.Шамурина следует отнести данное им определение аннотации, в котором несколько пространно указаны все ее наиболее существенные признаки: "Аннотацией принято называть краткие сведения, характеризующие произведение печати со стороны его содержания, идейно-политической направленности, ценности, назначения, литературно-библиографической истории, оформления и пр., которые составляются библиографом на основании текста издания или других источников с целью углубить информацию о произведении печати и помочь читателю в выборе литературы" [Методика составления аннотаций. С. 5].

Как видим, на первом месте стоит краткая характеристика содержания, вошедшая затем почти во все последующие определения. Но у Е.И.Шамурина нет ни слова о дополнении библиографического описания. Функционально (цель) для него важнее "углубить информацию о произведении печати" (т.е. то, что теперь приписывается справочной аннотации) и "помочь читателю в выборе литературы" (т.е. речь идет о рекомендательной аннотации). Более того, в стремлении усилить содержательность (информативность) аннотации Е.И.Шамурин выделил как самостоятельный вид "реферативную аннотацию", сообщающую в сжатой форме основные положения и выводы произведения. Правда, проводя границу между реферативной аннотацией и рефератом, он акцентировал внимание лишь на их объеме: "Реферат может занимать целую брошюру или книгу, чтение его - продолжаться не один час" [Там же. С. 33]. Следовательно, ни он, ни его последователи так и не нашли критерий различения "краткой характеристики содержания" (аннотации) и "краткого изложения содержания" (реферат). Но нам уже известно, что этот критерий давно определил  М.В.Ломоносов, для которого реферат не просто "экстракт" содержания книги, подобно аннотации, а "экстракт" как отражение содержательного приращения знания (науки), т.е. новой, ценной и полезной информации.

Обратимся теперь к типологии аннотаций и методике аннотирования, предложенных в современных вузовских учебниках, автором которых является О.П.Коршунов. Он по функциональному назначению делит аннотации на справочные и рекомендательные. В свою очередь, они по второму признаку - способу характеристики документов - подразделяются на общие, аналитические и групповые [Библиографическая работа в библиотеке. С. 110-113]. Если исключить групповую аннотацию, то предложенная типология их нашла отражение в действующем ГОСТ 7.0-84. Истоки ее мы находим в приведенном выше определении аннотации Е.И.Шамурина, которое позже было принято за основу в классическом теперь труде  А.И.Михайлова,  А.И.Черного и  Р.С.Гиляревского "Основы информатики". Они ограничились в своей типологии по содержанию и целевому назначению двумя видами аннотаций - справочной и рекомендательной. Но это в большей мере функциональная типология. Она вошла также в учебник "Библиография: Общий курс" 1969 г. издания.  О.П.Коршунов более четко квалифицировал содержательный аспект типологии. Более того, он ввел еще и количественный критерий, так как аннотирование осуществляется не только на один документ (составную часть его), но и на некоторое множество их - групповое аннотирование (аннотация). Хотя мы предлагаем использовать другой термин - сводное аннотирование (аннотация).

Но мы не можем согласиться с тем, что рассматриваемая функциональная типология аннотаций игнорирует, точнее - смешивает с рекомендательной, оценочную (критическую) функцию аннотации. Как справедливо подчеркивает в этой связи  М.В.Истрина, "часть аннотаций (без оценки) теряла основное качество, а именно переставала быть характеристикой издания, ибо само понятие характеристика подразумевает оценку как выявление ведущих черт, особенностей предмета" [Указ. соч. С. 4. Выделено нами. - А.А.Г.). Характеристика ценности присутствует в определениях не только Е.И.Шамурина, авторов "Основ информатики". Примечательна в этой связи трактовка аннотации в трех изданиях Большой Советской Энциклопедии (БСЭ): 1) "приводимые после описания внешних признаков книги дополнения, касающиеся, главным образом, внутреннего содержания: перечень входящих в книгу статей, сведения об авторе, описания иллюстраций, иногда краткая рецензия или ссылки на рецензии в разных изданиях и т.д." [Т. 2. С. 784]; 2) "краткая характеристика книги, статьи или рукописи, сочинения, излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку" [Т. 2. С. 464]; 3) краткая характеристика книги, статьи или рукописи, их идейно-политической направленности, содержания, назначения, ценности и др."

Можно видеть, что при общей их повторяемости в смысле идентификации содержания обязательно указывается необходимость оценки (краткой рецензии) соответствующего произведения, документа, издания (книги). О чем мы все время и говорим. Целенаправленная оценка - особая функция библиографии, в данном случае - аннотации. Это и учтено в предлагаемой нами и типологии аннотаций, и методике аннотирования (см. гл. 3, § 2). В порядке поиска "золотой середины" в современной методике составления библиографических записей мы предлагаем типовую структуру аннотации или реферата. Своеобразие ее в общих чертах заключается в следующем. Цифрами и буквами обозначена принципиальная структура аннотации: 1) римскими цифрами - базовая структура; 2) арабскими - своеобразие содержательной части аннотации; 3) русскими буквами - "конкретные" элементы, без отражения которых аннотации нет.

Типовая структура аннотации или реферата

I. Библиографическое описание

II. Содержательная часть

1. Сигнальная (справочная):

а) назначение издания (тип произведения);

б) сведения об авторах;

в) объект, проблема, тема, лежащая в основе содержания (изложения);

г) основные рассматриваемые вопросы (подтемы), аспекты или полученные результаты; по ГОСТ 7.9-95: предмет, тема, цель работы; метод или методология проведения работы; результаты работы; область применения результатов; выводы; дополнительная информация;

д) особенности художественно-полиграфического оформления (исполнения);

е) наличие и особенности аппарата книги (издания);

ж) читательское назначение.

2. Оценочная:

а) характеристика нового, ценного и полезного содержания (по сравнению с предшествующими изданиями, аналогичными изданиями на ту же тему, того же автора, жанра и т.п.);

б) оценка социальной значимости издания (идеологической, научной, технической, художественной и т.п.);

в) наиболее значимые факты, идеи, достижения и т.д.

3. Рекомендательная:

а) характеристика содержания, в наибольшей степени соответствующего потребностям данной категории читателя;

б) рекомендации в зависимости от целей чтения, навыков самостоятельной работы с книгой, уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки читателя и т.д.;

в) целесообразная последовательность чтения, изучения, использования (от общего к частному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от нового к ценному и полезному и т.д.);

г) сведения, усиливающие пропагандистский характер рекомендаций;

д) методические советы читателю, направленные на воспитание культуры чтения;

е) методические советы работникам книжного дела по использованию данного издания (изданий) в руководстве чтением.

III. Аппарат аннотации (реферата)

Базовая структура определяет те составляющие аннотации, которые образуют как бы ее стержень, ствол. В частности, показывает, что без библиографического описания такого жанра в библиографии, как аннотация, не бывает. И никакой речи о дополнительности аннотации к библиографическому описанию быть не должно. Специфика аннотации, естественно, заключается в особенностях отражения в ней содержания произведения (документа, издания). Эта специфика обусловлена, прежде всего, функциями аннотирования (аннотации), соотносимыми с основными функциями библиографии. Поэтому мы нарочито говорим о "содержательной части" библиографической записи. В библиографическом описании ее реализует или основное заглавие (шире - область заглавия и сведений об ответственности), или область примечания. Последний случай особенный, к сожалению, на практике он используется недостаточно. Хотя по происхождению, как мы знаем, аннотация ведет свое начало от примечания к библиографическому описанию. Именно благодаря примечанию и сформировался такой библиографический жанр, как аннотация. Именно жанр, а не дополнение к заглавным и другим элементам библиографического описания. В этом и заключается суть справочной (сигнальной) аннотации, к чему относится первая содержательная часть предлагаемой модели.

Вторая ее содержательная часть квалифицирует именно критическую (оценочную) функцию библиографии. Но в отличие от приведенных примеров она должна квалифицировать в общем ценностную сторону аннотируемого произведения (документа, издания), а не только то, что предлагает методика  М.В.Истриной, или игнорирует методика, предлагаемая в современных вузовских учебниках. Третья содержательная часть предлагаемой модели определяет специфику рекомендательного аннотирования. Суть его не столько в оценке, сколько именно в квалификации круга чтения, необходимого массива библиографической информации для принятия соответствующего информационного решения конкретным потребителем ее и для решения конкретной проблемы.

Другими словами, во всех отношениях аннотация должна отражать содержание произведения (документа, издания) или вообще (общая аннотация - о чем говорится в книге), или применительно к основной библиографической функции учета, оценки и рекомендации аннотируемого информационного источника (объекта библиографирования). В этой связи особое значение имеет реферат.

Реферирование. Наиболее обстоятельно методика этого процесса изложена в работах  В.И.Соловьева [Составление и редактирование рефератов: Вопросы теории и практики. М., 1975. 104 с.; То же. 2-е изд., перераб. и доп.//Жанры информационной литературы. М., 1983. С. 199-319; См. также:  Горькова В.И.,  Борохов Э.А. Реферат в системе научной коммуникации]. Предложенная нами выше типовая структурная модель (см. с. 533) применима и в этом процессе. Но с одной лишь принципиальной особенностью: реферат отражает, идентифицирует не вообще содержание соответствующего произведения (документа, издания), а лишь новое, ценное и полезное содержание (приращение науки, знания), Эта давно осознанная функция библиографии до сих пор не воспринята библиографоведением во всех его модификациях. Вопреки исторической закономерности сам феномен реферата (реферирования) исключен из процесса библиографии и лишь сохранен в самом общем и, на наш взгляд, не совсем четком определении: "Краткое изложение содержания документа или его части, включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с документом и определения целесообразности обращения к нему" [ГОСТ 7.0-84. С. 5]. Скажем, в отличие от аннотации дальнейшей дифференциации здесь не дается. Но она есть в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке": "Рефераты классифицируются по целевому назначению (общие и специализированные); глубине свертывания информации (информативный реферат, реферативная аннотация, расширенный реферат), форме представления (анкетные или позиционные рефераты, табличные рефераты, рефераты телеграфного стиля, схематические рефераты); методу изложения информации в реферате (реферат-экстракт, перефразированный реферат, синтезированный реферат); способу подготовки (ручной, автоматизированный); количеству охваченных рефератом источников (монографический, сводный); авторскому исполнению (автореферат, реферат, составленный другим человеком - референтом)".

Возникает естественный вопрос: почему эти требования отнесены лишь к реферату, а не ко всем видам библиографической записи? Убедительного ответа нет. Нельзя же в этом качестве принять следующее утверждение авторов учебника "Библиографическая работа в библиотеке": "Подробнее о реферировании, особенно с использованием ЭВМ, студент познакомится в курсе "Информатика" (но никакой методики реферирования в учебном пособии "Информатика" [М., 1986. 304 с.] мы не находим, кроме параграфа "Автоматизация реферирования". Правда, более обстоятельно процесс реферирования рассмотрен в уже названной классической монографии "Основы информатики". Здесь выделяются два основных вида рефератов: информативный (реферат-конспект) и индикативный (указательный, или реферат-резюме). Затем классификация уточняется по другим признакам: по количеству источников - монографический (по одному), обзорный (по нескольким на одну тему); специализированный - изложение ориентировано на специалистов в определенной отрасли деятельности или на какой-либо аспект (оборудование, технология, методы исследования); с точки зрения составителя - авторские, составленные специалистами (референтами).

В качестве примера требований к составлению рефератов приведены выдержки из инструкции для реферирования РЖ ВИНИТИ и "Chemical abstracts" (США). Основная проблема - не только в определении реферата, но и в квалификации объективности реферирования. В российском варианте (1963 г.) подчеркивается, что в реферате "объективно излагается содержание первичной публикации. Реферат не должен отражать субъективных взглядов референта по излагаемому вопросу, а также оценки референтом освещаемой им публикации. В случае необходимости такая оценка может быть дана в примечании (например, в случае наличия сведений о противоположных результатах в аналогичном исследовании, опыте)". В американском варианте (1952 г.) категорично требуется в реферате "всегда указывать назначение реферируемой статьи и отражать все содержащиеся в ней новые материалы (выделено нами. - А.А.Г.), представляющие интерес для химиков. Даже в подстрочных примечаниях могут содержаться сведения, заслуживающие упоминания в реферате". Как можно судить, американские специалисты более последовательно проводят идею  М.В.Ломоносова, чем российские. В частности, далее особо оговаривается, что в реферативном журнале публикуются безличные резюме или рефераты, а не критические статьи или рецензии. Для этого принимаются во внимание два обстоятельства. Во-первых, авторы реферируемых статей не могут на страницах этого журнала отвечать (т.е. вступать в дискуссию) на мнения, высказанные референтами. Во-вторых, "следует отражать лишь статьи, представляющие ценный вклад в достижения химии, учитывая важность этих статей для современных и будущих читателей журнала".

Другой точки зрения придерживается  В.П.Леонов, который считает деление рефератов на информативные и индикативные достаточно спорным [Реферирование и аннотирование научно-технической литературы. С. 32]. В основе типизации рефератов и аннотаций, по его мнению, лежит "функциональный критерий", согласно которому аннотации по "общественному назначению" подразделяются на справочные и рекомендательные (как мы отмечали выше, довольно распространенная точка зрения), а рефераты по функциональному назначению - на общие (для специалистов широкого профиля) и специализированные (для специалистов узкого профиля). "Функциональный критерий" дополняется другими признаками, которые играют вспомогательную роль: способ характеристики первичного документа, глубина свертывания, форма представления, степень механизации, количество источников, составитель. В итоге предлагается дихотомическая классификация в форме таблицы [Там же. С. 49]. К сожалению, подход  В.П.Леонова также нельзя считать бесспорным.

В.И.Соловьев считает, что реферирование непременно связано с оценкой информации, содержащейся в первичном документе. Но она, по его мнению, не носит критического характера, свойственного, например, рецензии, поэтому оценка должна проводиться при реферировании всех текстов. Это требование, являясь основанием для того, чтобы говорить о критической направленности процесса реферирования, в то же время не позволяет выделить в качестве самостоятельного типа критический реферат. На наш взгляд, реферирование - это всегда в определенной степени оценка содержания первоисточника. Но если эта оценка не отражается в процессе информационного общения (управления), т.е. не воспроизведена в реферате и соответствующем издании, а остается в скрытом виде, то, значит, и не существует для потребителей информации. Следовательно, нельзя дать целенаправленной оценки и самому процессу реферирования, и его результату. Другими словами, субъективный характер этого процесса еще больше усугубляется. По нашему мнению, пусть не во всех, а в необходимых случаях в реферативных изданиях должна отражаться и "борьба идей".

Естественно, что такую оценку содержания может проводить только специалист соответствующей сферы общественной деятельности: ученый, инженер, искусствовед, литературовед и т.д. По сути дела - это научное изучение содержания первоисточника информации, представляющее собой довольно сложный творческий процесс. Вероятно, из-за этого в реферативных изданиях наибольшее распространение получил так называемый фактографический (информативный) реферат - конспективное переложение содержания документа. Такое "конспектирование" - первая, описательная ступень научного изучения документальной информации, одна из форм реферативно-сигнального анализа. Она отвечает больше задачам поиска, накопления, хранения социальной информации. В какой-то мере указанная односторонность в информационной практике объясняется именно стремлением избегать субъективизма. Но даже описательная характеристика содержания документального источника в реферате ("кратком изложении") из-за недостаточной компетентности информаторов ведет к субъективизму, интуитивизму и, как следствие, неэффективности, информационной избыточности. Научное изучение требует выявления новизны, ценности и полезности документальной информации. А это невозможно без предварительного знания и обобщения всей фактической информации в системе социального общения, в данной сфере общественной деятельности, т.е. без определенной компетентности библиографа.

Другими словами, реферирование как процесс и форма представления информационного результата (собственно реферат) имеет ряд основных модификаций: сигнальное, оценочное и рекомендательное реферирование.

Сигнальное реферирование предназначено для выявления новой (ценной и полезной) фактографической информации, содержащейся в данной книге (произведении, документе, издании), ее части, определенном множестве книг. Причем степень новизны может определяться несколько формально: имеются или не имеются соответствующие сведения в системе информационного общения, известны или неизвестны они данному информатору, потребителю и т.п. Поэтому на практике в ходе сигнального реферирования обычно излагается содержание первоисточника. Отсюда трудности и споры о специфике методов аннотирования и реферирования. Согласно наиболее распространенной точке зрения аннотирование решает прежде всего тематическую задачу (о чем говорится в содержании данной книги), тогда как реферирование - фактографическую (что конкретно говорится в данной книге). Без учета критерия новизны (ценности, полезности) реферирование превращается в простое пересказывание, конспектирование содержания. Поэтому сигнальное реферирование должен осуществлять специалист, который может реализовать указанный критерий не формально, а по существу.

Сигнальное реферирование связано с констатацией определенной информации из документального источника. Методически такое реферирование можно свести к устранению из содержания документа избыточной информации, или к отражению отдельных фрагментов содержания первоисточника, или к конспектированию. Наконец, возможно составление реферата по определенному плану, вопроснику, анкете (анкетный метод). В последнем случае в реферате отражаются только сведения из первоисточника, ограниченные анкетой, являющейся определенным алгоритмом (программой) его составления.

Оценочное реферирование связано с целенаправленной критикой, сравнением и отбором новой, ценной и полезной информации, содержащейся в данном документе. Наиболее распространенной модификацией этого метода надо считать научное рецензирование. Оно осуществляется прежде всего с точки зрения установления объективно-логической истинности содержащейся в документе информации, т.е. вне и независимо от познающего субъекта.

Наиболее сложным и почти совсем не разработанным является вопрос о методах достижения объективной оценки новизны, ценности и полезности документальной информации по слабо формализуемым областям общественной деятельности - искусству, публицистике, технике и т.п. Современная практика информационной деятельности, ориентированная на специалиста в соответствующей области знаний, не допускает критической оценки реферируемой документальной информации. В какой-то мере это оправдано для литературы по естествознанию, технике. Но от этого принципа приходится отступать, когда речь идет о реферировании литературы для специалистов смежных областей знания, неспециалистов, об изданиях рекомендательного (индивидуального) характера и т.д. При реферировании литературы по общественным наукам, по проблемам культуры и искусства без оценки документальной информации, помещаемой в реферате, не обойтись, даже если речь идет об изданиях для специалистов. Это подтверждает практика реферирования ИНИОН.

Суть рекомендательного реферирования можно свести к выявлению и отбору по результатам ценностного изучения содержания первоисточника только тех данных, которые имеют значение с точки зрения их практического использования в определенной сфере общественной деятельности, определенным потребителем. Составитель такого реферата должен знать не только фактическое состояние дел в данной отрасли общественной деятельности, но и ее внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, господствующие тенденции и перспективы развития и т.п. Наконец, важен учет и уровня образования, профессиональной квалификации, социально-психологических особенностей соответствующего потребителя.

В процессе реферирования как определенного способа информационной деятельности может быть получена обобщенная картина данной сферы общественной деятельности, данной проблемы на основе выявления новой, ценной и полезной для этой деятельности (проблемы) документальной информации. Естественно, в полной мере это возможно лишь при использовании такого метода, как сводное (или обзорное) реферирование. Его основное преимущество - получение максимальной информативности, так как отпадает необходимость в информационной характеристике каждого реферируемого документа в отдельности. Причем сводное реферирование, в свою очередь, может быть трех разновидностей - сигнальное, оценочное и рекомендательное.

Наиболее интересным с точки зрения реферирования как процесса логической переработки документальной информации является метод моделирования. Например,  В.И.Соловьев рассматривает реферат как информационную модель реферируемого документа, который представляет собой, по существу, и отображение (модель) соответствующей объективной действительности, познанной в процессе научного исследования [Жанры информационной литературы. С. 217]. В данном случае нужно говорить не просто об информационной (содержательной, идеальной, мыслительной) модели, а об информационно-семиотической (знаково-логической), т.е. применительно к изданиям - логико-знаково-конструктивной модели. В этом отношении реферат как библиографическое произведение - это прежде всего семиотическая модель документального источника и соответствующей, отраженной в этом документе действительности. Именно в такой форме реферат и функционирует в системе социального общения. Содержание реферативной модели должно быть адекватно содержанию оригинала. Однако эта адекватность носит различный характер.

Реферат может отражать все основные ступени семиотической редукции - синтаксическую, семантическую и прагматическую [Гречихин А.А. Развитие системы информационных изданий: Ист.-книговед. анализ. С. 45-48]. Если считать (по В.И.Соловьеву), что первостепенная задача реферирования состоит в том, чтобы создать точную, краткую и вместе с тем возможно более полную письменную модель первичного документа, т.е. в сжатом по объему тексте адекватно передать информацию научного документа, то в этом случае нужно говорить о синтаксической адекватности. Она характерна для рефератов, основной функцией которых является или поиск, или описание фактографической информации, содержащейся в данном документе (сигнальное реферирование).

Задача получения реферата, семантически адекватного первоисточнику, реализуется при условии научно-информационного изучения первоисточника, т.е. путем отбора и характеристики только новой (ценной и полезной) информации. Наконец, получение реферата с прагматической адекватностью требует учета конкретных условий использования реферативной информации, что обычно связано с не поддающимися логической формализации данными экспрессивного, социально-психологического, эмпирического характера. Прагматическая адекватность наиболее эффективна для библиографической деятельности. Но она достижима только как результат и на основе синтаксического и семантического реферирования.

Практически в каждом реферате реализуется определенное соотношение синтаксического, семантического и прагматического. Так, семантическая адекватность реферата достижима лишь для социальной информации в сфере точных наук, документальных источников теоретического характера. Для социальной информации в сфере художественной литературы, искусств, публицистики, технической деятельности и т.п. одного семантического критерия явно недостаточно. Не случайно в библиографических изданиях по литературоведению и искусству, общественно-политическим наукам наибольшее распространение получили такие разновидности реферата, как аннотация и рецензия. При реферировании документов по естествознанию и технике, как свидетельствуют практика и существующие методики, используют не семантический, или абстрактно-логический, критерий, а описательный, синтаксический. Последний заложен в самом широко распространенном определении реферата, который понимается как "сокращенное изложение содержания произведения печати (его части) или опубликованной работы (ее части) с основными выводами и фактическими сведениями" (ГОСТ 7.9-77). Такое одностороннее понимание сущности реферата характерно лишь для документальных ИПС. Но задачи учета, хранения и поиска документов, содержащих необходимую информацию, эффективно решаются с использованием и сигнально-библиографических средств. Для поиска, анализа, обобщения и рекомендации фактографической информации, основная задача которых - выявление новой, ценной и полезной информации, более эффективен реферат, причем критического (оценочного) и рекомендательного характера, т.е. семантической и прагматической адекватности, а не описательной (синтаксической).

Метод моделирования позволяет лучше понять специфику реферирования и считать, что только на уровне сигнального реферирования можно говорить о некоторой адекватности реферата документальному первоисточнику, т.е. обобщенной модели. Причем такая информационно-семиотическая модель будет обладать лишь синтаксической адекватностью. Чтобы семиотическая модель первоисточника могла обладать семантической адекватностью по отношению к реферируемому первоисточнику, последний нужно подвергнуть научному (критическому, оценочному) изучению. Результатом его будет реферат, отражающий не все содержание первоисточника, а только научно значимую информацию (оценочное реферирование). Наконец, возможна и третья информационно-семиотическая модель первоисточника - реферат как результат рекомендательного изучения первоисточника (рекомендательное реферирование). Следовательно, в данном случае речь идет о реферативной модели, обладающей прагматической адекватностью.

Таким образом, документальный первоисточник можно рассматривать как синтаксическое, семантическое и прагматическое информационное единство. Каждая из этих трех составляющих может служить определенным критерием реферирования в зависимости от решаемых задач. Рефераты, предназначенные для поиска фактографической информации, должны прежде всего соответствовать синтаксической (максимальной) полноте информационного анализа; предназначенные для специалистов должны иметь семантическое, для массового потребителя - прагматическое соответствие реферируемым первоисточникам.

Можно выделить основные задачи, определяющие ту или иную жанровую форму реферата.

Реферат-перевод - составление реферата на русском языке по документу-первоисточнику на иностранном языке или языке народов России путем переложения или сокращения содержания первоисточника. Жанровая структура (семиотическая форма) первоисточника в какой-то мере сохраняется.

Реферат-рецензия (критический реферат) - ставится задача не только отразить новизну, ценность, полезность содержания первоисточника в реферате, но и выразить свое отношение, дать предложения, наметить конкретные пути для совершенствования, оптимального использования этой информации. Необходимость в таком критическом реферате возникает при реферировании изданий художественной, общественно-политической литературы, в случае библиографических изданий, предназначенных для массового потребителя, потребителя-специалиста в смежных сферах деятельности и т.д.

Реферат-иллюстрация (иллюстративный реферат) используется для большей наглядности, облегчения восприятия, анализа, оценки, повышения информативности и т.п. Иллюстрация может быть заимствована из первоисточника или выполнена на основе переработки его текстового, иллюстративного материала. Графики, диаграммы, формулы наиболее эффективны при отражении количественных зависимостей в документальной информации. Эти формы ближе к абстракциям, тогда как фотографии, рисунки, чертежи и т.д. несут конкретные представления, образы, поэтому более эффективны при отражении качественных зависимостей в документальной информации.

Реферат-таблица (табличный реферат) составляется, если необходимо придать документальной информации сопоставимую форму, повысить наглядность в тех случаях, когда в реферируемом документе соответствующие данные, особенно статистические, параметрические и т.п., разбросаны или просто перечисляются в тексте. Табличная форма эффективна при реферировании нескольких документов-первоисточников, она экономична и с точки зрения объема издания. В таблицы можно сводить документальную информацию, представленную в любой знаковой форме (словесной, цифровой, изобразительной или в комбинации этих форм: текст - рисунок, текст - цифры - график и т.п.). В зависимости от целей реферирования характер таблиц может быть самый различный: справочный, аналитический, динамический, структурный и т.д. Таблицы и графики взаимозаменяемы, поэтому всегда есть возможность выбрать оптимальную форму реферата.

Реферат-фрагмент первоисточника используется в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел, фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования. Такими фрагментами в большинстве случаев могут быть отдельные элементы аппарата: резюме (реферат, аннотация), сопровождающее публикацию или являющееся ее неотъемлемой частью; содержание или оглавление; предисловие или послесловие; отдельные структурные элементы самого документа - заключение или выводы, введение, основная часть; таблицы, иллюстрации документа-первоисточника и т.п. Возможна комбинация различных фрагментов документального первоисточника.

Реферат телеграфного стиля - разновидность реферата, содержание которого представлено в виде коротких назывных предложений или набора ключевых слов (дескрипторов). Используется для констатации наличия определенных сведений из анализируемого документа, дополняющих библиографическое описание. Наиболее характерен для реферативных изданий сигнального типа. Содержательной частью такого реферата может быть оглавление (содержание) первоисточника, набор ключевых слов, перечень цифровых данных, характеристик и т.п., оформленных в виде предложений, но без связующих вводных слов, союзов.

Анкетный реферат - результат реферирования, в ходе которого на основе изучения первоисточника составляются ответы на вопросы заранее заданной анкеты. Семиотические формы этого реферата могут быть самыми различными - в виде связного текста, "телеграфного стиля", таблицы и т.п. Наиболее эффективен при решении информационных задач поиска, описания социальной информации, когда очень важно иметь стандартизированные, унифицированные структуры библиографических записей. В этих случаях используется общая однотипная анкета. Анкетный реферат можно использовать и в РИ рекомендательного типа, при этом в каждом отдельном случае создается индивидуальная анкета. Анкетное реферирование содействует более рациональной и целенаправленной редакционно-издательской работе при подготовке и выпуске РИ.

Обзорный (сводный) реферат составляется на некоторое множество документов-первоисточников и является сводной характеристикой определенного содержания документов: обычно по одной теме (проблеме), на произведения автора (авторов), на одном или нескольких языках, за определенный хронологический период и т.д. Критерием такого свода может быть любая типологическая характеристика первоисточника. Семиотические формы реферата различны: текстовые, иллюстративные, табличные или определенная комбинация таких знаковых форм (текст - таблица, текст - таблица - иллюстрация и т.п.). В этой связи определение обзорного реферата как составленного по нескольким первоисточникам, объединенным только общей тематикой содержания, нужно считать недостаточным. В самом деле, предметно-тематический - это наиболее распространенный способ группировки материала в рефератах. Но возможны и другие способы.

Сводные рефераты не всегда носят характер связного литературного произведения. Это может быть и определенная подборка отдельных рефератов. Они используются в реферативных указателях, списках, картотеках, критико-биографических словарях и т.п. Следовательно, нужно различать монорефераты и полирефераты - определенные совокупности отдельных рефератов. В последнем случае следует говорить о реферативном произведении как основе реферативного пособия (документа) и реферативного издания. Связь между отдельными рефератами в таком произведении может быть самой различной: от чисто формальной (в алфавите авторов и заглавий первоисточников, в последовательности нумерации, принятой в данном издании, и т.д.) до систематической - в соответствии с принятой классификацией (например, УДК) и, значит, сводного реферата, реферативного обзора.

Как известно, библиографическая запись во всем ее типологическом многообразии является основой всей системы библиографических пособий и изданий. В данном учебнике нет возможности излагать методику их подготовки, тем более что пока имеются лишь самые первые опыты такой методики. В качестве предварительного варианта мы предлагаем для изучения свое видение этой проблемы применительно к практике современной ГСНТИ [подробнее см.: Гречихин А.А.,  Здоров И.Г. Информационные издания. 2-е изд., перераб. и доп.; Гречихин А.А., Здоров И.Г.,  Соловьев В.И. Жанры информационной литературы]. Многое в процессе подготовки библиографических изданий однозначно.

Одной из самых существенных сторон структуры библиографического пособия (издания) является систематизация его частей, компонентов, элементов. В этом отношении многое уже унифицировано. В частности, в ГОСТ 7.23-96 указан не только состав структурных частей, но и место их в различных изданиях, группировка библиографических записей. Так, библиографические записи группируются: по содержанию - в соответствии с существующими классификациями (РГНТИ, ББК, УДК) или разработанной для данного издания группировкой материала (систематическая, систематико-предметная, систематико-тематическая, предметная и др.); по формальным признакам - в алфавитном и хронологическом порядке. Как можно видеть, указаны лишь наиболее распространенные группировки. Возможны и другие, например нумерационные, жанровые и т.д. К тому же следует учитывать, что в современных библиографических пособиях (изданиях) чаще всего используется не один какой-либо принцип, а несколько, комплекс принципов систематизации. Но в ГОСТ 7.23-96 совсем не учитываются особенности систематизации, используемые в изданиях рекомендательной библиографии. С позиций общей библиографии особое значение имеют универсальные библиографические системы.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.