8. Новый натурализм Возрождения и Реформации
Гуманистическая концепция мира
Гуманизм Возрождения сегодня
нас уже не удовлетворяет. Он требовал ценности искусства и мысли; он сделал
возможным новое экспериментальное исследование и развитие современной науки,
которая не обладает заранее установленными постулатами и конституируется
посредством свободного исследовательского труда человека-субъекта; он заставил
ощутить ценность истории и цивилизации и обосновал понятие истины filia temporis*.
Он положил начало сравнительному изучению религий, а также использовал
неоплатоническое понятие имманентности божественного в человеческой душе, чтобы
подняться до принципа естественной религии, которая произведет в эпоху Нового
времени весь религиозный рационализм, где религия была подвергнута критике за
суеверия и непрерывному процессу морального очищения. Но он не дошел до понятия
истории как реализации духа, не преодолел представления о внешней природе — и
потому не разрешил ни в государстве, ни в церкви дуализм индивида и общества, не
обрел глубокого понимания универсального, мира мысли и духа, являвшегося
конечной целью пути, по которому решительно пошли гуманисты. Завершением
Возрождения являются: натуралистическая философия Бруно и Кампанеллы, где
человек растворяется в бесконечной природе, которую он находит непосредственно в
глубине своего собственного бытия; и Реформация, в которой вера спасается,
устраняясь из общества, где жизнь духа распространяется и организуется и тем
самым осуществляется и упрочивается, распыляя сознание в опасном и со временем
невыносимом атомизме. Человек еще не обрел полного осознания собственной
ценности. Он еще зритель в мире, который был создан Богом или другими людьми —
природой и обществом. Он творец лишь в мире, который создается в его уме и
сознании, — т.е. в мире, который являет себя чисто субъективно и как таковой
лишен истинной, действительной реальности.
|