13. Критический характер государства и его доктрины
Введение в философию: Государство и философия
И если дело обстоит так, истина
в последней инстанции не догматична, а критична — как критично (а не догматично,
т.е. исторично) также и государство, обладающее истиной, поскольку делает то,
что делает и отдельно взятый человек, как он абстрактно понимается обыденной
мыслью (а именно — не убивает свою истину, заставляя ее окаменеть, но уважает ее
характер живой вещи, которая беспрерывно, по своей собственной природе,
обновляется, — всегда истинная и никогда не истинная). Истина, которая растет,
развивается, зреет (неудовлетворенная всякой своей формой — потому, что она
всегда способна принять форму, более адекватную тому ядру жизни, которое у нее
внутри и энергия которого постепенно проявляется) — направление, а не пункт
прибытия; путь, всегда открытый цели. Одним словом — критика, а не догма. В
противном случае она кристаллизуется в особенных формах, которые, не будучи в
состоянии пережить свое время, удушают внутреннюю энергию государства и гасят
ее. Возвращение к принципам, рекомендованным Макиавелли, есть возвращение от
догмы к критике; от эпохи застойных форм, лишенных духа и не способных на
прогресс, к эпохе порыва и юношеской энергии, в которой дух творит свои формы.
|