5. Свобода Я
Основополагающие понятия актуализма
В силу этой бесконечности,
которой имманентно все, Я — свободно. И, будучи свободным, оно может желать,
познавать и выбирать всегда между противоположностями, на которые поляризуется
мир духа — имеющий ценность потому, что противопоставляет себя своей
противоположности. Свобода не принадлежит природе в ее абстрактности, но она не
принадлежит и ни одной форме абстрактного логоса — ни логической истине, ни
истине факта, ни закону, который предстает перед волей с принудительной
необходимостью природной силы, — одним словом, ничему, что, противопоставляя
себя в мысли субъекту, который мыслит свой объект, определяет его и заключает в
строгие границы, фиксирует и лишает той жизни, которая свойственна актуальной
духовной реальности. Не свободен человек, поскольку он рассматривает и
представляет себя как часть природы, как существо, которое занимает определенное
пространство на определенное время, которое родилось и умрет и является
ограниченным в любом смысле, и в самом обществе окружено элементами, не
находящимися в его власти и воздействующими на него. Но, хотя он и движется в
этом порядке идей, и подчеркивает собственные границы, и попирает и обедняет
собственные возможности, и начинает подозревать, что его собственная свобода не
что иное, как иллюзия, и что он ничего на самом деле не сможет сделать ни для
того, чтобы господствовать над миром, ни для того, чтобы познать его, — он, на
вершине отчаяния, не сможет не обрести вновь и не подтвердить в глубине самого
себя непризнанную свободу, без которой ему было бы невозможно мыслить то, что он
мыслит. Hoc unum scio, me nihil scire*. Но, хотя и ограниченное, это знание
несет с собой способность познать истину, которая не была бы таковой, если бы не
отличалась от лжи и не постигалась и не воспринималась в этом своем различии,
являющемся противоположностью. Это было бы невозможно без свободы, т.е.
бесконечности того, кто постигает и воспринимает, судя то, что истинно, и
произнося это суждение с высшим авторитетом, против которого апелляция
недопустима. Авторитетом, который, естественно, не мог бы принадлежать по праву
тому, кто был бы замкнут в определенных границах.
|