9. Необходимость сохранения различия
Введение в философию: Наука и философия
Несомненно, были бы не правы
актуалисты, и идеалисты, и разного рода философы, если бы ради конкретного
логоса, как это говорю я, они захотели бы отрицать абстрактное и потопить
особенное в универсальном — и пожелали бы синтеза без анализа. Таково (почему бы
не признать его?) стремление философов; но таков и пункт, по которому они
согрешили — и всегда наказывались (не наукой, а самой философией – единственной
юрисдикцией, от которой они не смогли освободиться). Ведь универсальное — оно
хоть и универсальное, но без особенного — абстракция. И особенное не мыслится,
не становясь универсальным. А чтобы сделаться универсальным, нужно, чтобы оно
существовало как особенное. И хотя истина абстрактного логоса в конкретном, без
абстрактного конкретное пусто, т.е. само абстрактно. Таким образом, нужно делать
упор сколь на один, столь и на другой из двух этих моментов, конституирующих
мысль. И если ученые вооружаются против философии из страха увидеть, как
улетучивается вся устойчивость особенного — пусть даже оно взято само по себе,
вне мысли, и должно рассматриваться как что-то абстрактное, — они также в
значительной мере правы и защищают истину, которую сегодня ни один серьезный
философ не может поставить под сомнение.
|