10. Тело и единство природы
Основополагающие понятия актуализма
Природа, реальная первозданная
природа, вечная породительница, о коей говорил Бруно, прежде чем быть такой,
какой мы ее схематизируем в пространстве и во времени и анализируем во всех ее
формах через опыт и построение интеллекта, является той глубинной природой, с
которой мы сталкиваемся в нашем теле и через наше тело — не как с той
совокупностью абстракций, на кою, чтобы мыслить ее, расчленяет ее, дробит,
распыляет и делает неосязаемой мысль, систематизируя ее в абстрактном логосе, но
как с тем, не могущим стать множеством единством, являющимся бесконечным,
неистощимым источником всякой множественной реальности, которая развертывается в
пространстве и во времени. Она прежде всего то тело, которое каждый из нас в
своем самосознании ощущает как первый и нередуцируемый объект самого его
сознания: то тело, посредством которого мы чувствуем и приходим к постижению в
сознании всякого качества внешних вещей и всякого особенного, которое было дано
обнаружить во всем физическом универсуме. Последний ощущают, потому что он
находится в связи с нашим телом, являющимся непосредственным и прямым объектом
нашего чувствования; но тело находится в этой связи в своей тотальности, не имея
возможности мыслить себе ничего в физическом мире, что не было бы коррелятивным
всему остальному в этом самом физическом мире. Таким образом, становится
очевидным, что наша голова упала бы на землю, если бы не поддерживалась
туловищем, а последнее — ногами; но столь же очевидно, что, если уничтожить хотя
бы одну песчинку в глубине океана, были бы повреждены не только смежные
песчинки, поддерживаемые ею, но в действительности разрушилась бы Вселенная. Мы
живем на нашей планете; но эта планета входит в состав системы, вне которой мы
не имели бы на Земле того света и того тепла, благодаря которому мы живем на
ней. И все содержится в универсуме; и наше тело, как мы его действительно
ощущаем, — центр бесконечной окружности, живой элемент живого организма, который
присутствует, и действует, и заставляет ощущать себя в каждом из своих
элементов. Рассматривать в качестве нашего тела ту единственную часть физической
природы, которая находится внутри нашей кожи, — абстракция, аналогичная той,
согласно которой, глядя на кисть своей руки, мы можем даже зафиксировать ее,
полностью абстрагируясь от руки, с которой она с необходимостью соединена, и
поэтому, будучи оторванной от оной, она была бы лишена не только силы, которую
она имеет, но и самого своего материального соединения.
|