27. Художественная и историческая достоверность
Введение в философию: Опыт
Не чинит препятствий и обычное
замечание, что исторический опыт не сочетается с художественным опытом (в мире
которого обретают плоть призраки и сказки, каковых фактический опыт никогда не
сможет подтвердить). Эти два опыта суть один опыт в двух моментах,
несопоставимых не потому, что они имеют различную форму, а потому, что у них
различное содержание. Манцо-ниевское противопоставление, проходящее между
историей и воображением, с точки зрения духовной деятельности является
необоснованным. Одна и та же фантазия нужна нам, чтобы живо представить себе
Цезаря Шекспира и Цезаря Мом-мзена. Но история, являющаяся мыслью, т.е.
философией, содержа в себе Шекспира и Моммзе-на, ставит каждого на свое место —
и, таким образом, различает их. И поэтические выдумки, обладая той же самой
достоверностью, что и наиболее жестокие муки жизни, имеют различную истину в
мысли, все соединяющей, контролирующей и унифицирующей в связности картины, в
которой субъект постепенно приобретает самосознание. Без движения и развития,
оставаясь в магическом кругу вымысла, последняя — история; а опыт — уже
совершенный орган абсолютной достоверности.
|