Разделы сайта:
|
§ 7. Возвращение к античному, образованию
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Введение
Но прежде чем пробудившийся, сознающий себя дух достиг силы и способности
творить из самого себя, из себя же черпать новый материал и содержание, он
должен был сначала носить воспринимающий характер и воспринятый, уже готовый и
законченный мир, в котором перед ним предстало как действительность то, что было
сначала лишь стремлением и желанием превращать в свою сущность как оживляющий,
развивающий и основополагающий материал. Как первое представление человека о
себе есть представление себя
Здесь следует вспомнить о глубоких и достопамятных словах Лессинга и Лихтопберга
(18по поводу исторического христианства и Других относящихся сюда предметов как
другого, то есть он видит и познает сначала человека, его сущность и самого себя
лишь в другом, подобном себе по сущности, предметном человеке и таким образом
достигает самосознания, так в новое время человеческий дух только через
восприятие себя как объекта, то есть через познание и ассимиляцию внутренне
родственного себе духа произведений классической древности, достиг
самосознания и вместе с тем продуктивности. Прежде чем стать творческим, он
должен был воспроизвести в себе мир своего духа, своей сущности и происхождения.
Платон, Аристотель и остальные философские системы и прочие произведения
классического мира лишь потому были приняты с таким энтузиазмом, с такой
жадностью поглощены и ассимилированы, что охваченные энтузиазмом умы нашли в
них удовлетворение собственной внутренней потребности, избавление и воскресение
собственного разума, ибо пробужденный, свободный, универсальный, мыслящий дух
признал эти произведения своими собственными продуктами. Изучение римской и
греческой литературы было в период возрождения наук не праздным занятием для
препровождения времени, при котором внутренние интересы человека, его дух,
настроение, сердце остаются равнодушными, напротив, оно велось с благоговением,
безусловной преданностью, религиозным, самоотверженным почтением и любовью,
которые одни только являются благословением и духом-хранителем, обеспечивающим
истинные достижения. Целью изучения классической литературы, как говорит Герен
в своей истории последней (т. 2, стр. 278), было “к большой чести того времени,
как собственно должно быть, образование духан. Крейцер19 говорит о первом
периоде, который называет периодом подражания: “Возродилась идея о жизненном
достоинстве образованных язычников, люди были тронуты величием их мышления и
красноречия. Должна была возродиться полнота их жизни, мыслей, творчества и
речи”. Ср. “Исследования Дауба и Крейцера”, т. I, стр. 8, и последнего
“Акамедического исследования древности”, стр. 80 и 81. Поэтому время Лоренцо
Медичи было не чем иным, как блестящим торжеством воскресения, торжественным
возрождением “лэсзического мира в слове и деле, ощущении и созерцании, мышлении
и жизни; сама Флоренция была возрожденными Афинами,
Только через это восприятие и усвоение мира, который был для духа хотя и
объективным, данным миром, переданным словом, но словом, сказанным от души,
выражавшим то, что он сам имел на сердце и хотел высказать, но не имел еще силы
и умения сделать, он пришел к самому себе, спустился в свою собственную
глубину, к тому внутреннему единству с самим собой, которое одно является
источником самодеятельности и продуктивности. Ибо творческий дух есть именно
тот, который не останавливается на оставленном ему материале, не остается в
унаследованном мире, где он пребывал бы вне себя, и который все-таки остается
другим и внешним, даже если дух ощущает и признает этот мир собственным, но стал
единым с самим собой.
|
|