§ 13. Причины жалкого положения современных наук
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Франциск Бэкон Веруламский
Общая существенная причина, в силу которой до сего времени науки не смогли
подняться, состоит единственно в том, что они оторвались от своего корня,
природы и опыта, ибо то, что имеет в основании природу, растет и развивается, а
то, что опирается только на мнения, испытывает, правда, многообразные изменения,
но не имеет поступательного движения.
Особенные же причины современного печального состояния наук, в частности их
матери — философии природы, различны, они, между прочим, следующие:
старый укоренившийся предрассудок, будто для человеческого ума недостойно много
и упорно заниматься опытами и особыми, чувственными вещами, погруженными в
материю; суеверие и слепое, неразумное религиозное рвение — издавна самый
упрямый и непримиримый противник философии природы, который уже во времена
греков обвинял в неверии тех, кто вопреки привычному выводил гром и молнию из
естественных причин, и заставлял отцов церкви подозревать в ереси тех, кто
доказывал, что земля кругла и потому должны существовать антиподы;
исключительное занятие моралью и политикой у римлян, а с введением христианства
и теологией, которая поглощала лучшие умы; тот недостаток, что философия
природы до сих пор даже среди людей, посвящавших себя её изучению, не находила
свободного и цельного человека, особенно в новое время, когда считали философию
природы только мостом, переходом к другим предметам; большой авторитет,
приобретенный некоторыми философами, и поклонение древности, которое исходило из
совершенно превратного взгляда на мир, ибо время, которое при сопоставлении с
мировой эпохой, дающей единственно правильный, объективный масштаб для
определения возраста человечества, является более молодым, считалось древностью,
а время, которое в сопоставлении с мировой эпохой старше и потому ввиду большей
зрелости и суммы знаний и опыта заслуживает предпочтение перед более ранним,
считалось младшим; наконец, известное малодушие и отчаяние в возможности
преодолеть множество огромных трудностей при исследовании природы, отчаяние,
которое овладело даже самыми серьезными и разумными людьми, отсюда у них
складывалось мнение, будто в науках периодически происходит прилив и отлив, в
одно время они поднимаются, в другое опускаются, на известной же ступени
наступает полное затишье.
|