Разделы сайта:
|
§ 66. Критика принципа философии природы Декарта
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Ренэ Декарт
Главный и основной недостаток в воззрении Декарта на природу не только в том,
что он полагал сущность материи исключительно в совершенно простом, отвлеченном
определении протяжения, но и в том, что он взял за основу вообще материю, как
таковую, в отвлечении от движения как единственно субстанционального в
природе, понимал её лишь в определении положительности, а не отрицательности, не
признавал недостаточности материи самой по себе, не понял, что материя как
простая материя устраняет сама себя. Ведь только движение уничтожает безразличие
простой протяженности и внеположности материальных частей, выгоняет части из их
мертвой безразличности, встряхивает их и, лишая материю определения
безразличности, которое делает её простой материей, вызывает в ней различия,
физические свойства и таким образом делает её в известном смысле нематериальной,
одухотворяет её. Поэтому оно первая абстрактная форма жизни или первый
абстрактный принцип всякого качества и всякой жизни. То, что Декарт не выводил
движения из самой материи, не признавал его содержащимся в ней самой, но
прибегал к могуществу бога и внешним образом вводил его в природу, представляет
главный недостаток его философии природы. Генри Mop (Henry More) 43 в письме к
Декарту возражает ему, что материя представляет темную жизнь. “Отсюда получился
бы взгляд, особенно симпатичный моему духу;
материя все-таки жизнь, хотя и ослабленная, так как она на самом деле кажется
мне отдаленным последним отражением божества; она состоит не в простом
протяжении и делимости, но в то же время есть известная деятельность, то есть
она находится в движении или в покое, которые оба, как ты сам допускаешь,
означают все-таки деятельность”. Декарт, как Гоббс, признавал, что материя сама
по себе недостаточна для построения природы; и потому они, побуждаемые частью
сознанием этого недостатка, частью опытом, привносили движение в материю,
связывали его внешним образом с ней; но они не признавали, что эта потребность
в движении не только субъективная, но объективная потребность самой материи,
что движение безусловно существенно для нее и есть вытекающая из нее
необходимость, что, олицетворяя положение дела, она не что иное, как тошнота,
поднимающаяся из её собственного желудка, негодование её кишок на пустоту и
тупость её безразличия, которое пробуждает её ото сна абсолютной бездушности к
дневному свету определенной жизни.
Но как ни недостаточны и абстрактны основные принципы философии природы Декарта
и сколько он ни выдвигает поспешных, необоснованных гипотез, как, например,
гипотеза вихрей, все же его огромная заслуга в том, что он обновил философию
природы, достиг нового мировоззрения, возникшего из самодеятельного духа,
обнимающего всю природу в целом, и дал мощный толчок деятельности человеческого
духа также в области специальных предметов естествознания, подал пример к
дальнейшим открытиям и поправкам и сам открыл несколько правильных законов. Но
ему принадлежит ещё гораздо большая заслуга в том, что он впервые определенно
высказал духовный и всеобщий метафизический или спекулятивный принцип, лежащий
в основе эмпирической точки зрения и особенно основанного на опыте изучения
природы и дающий ему объективное, всеобщее значение. Ибо, как уже выше
показано, опыт предполагает как духовное и скрытое условие своего начала тот
духовный принцип, который составляет дух его философии, хотя он высказал его в
самой абстрактной и ограниченной форме. Поэтому наука о природе, особенно же
физика в существенном и общем, то есть в метафизической или натурфилософской
части, осталась до новейших времен на точке зрения Декарта, хотя большинство
физиков не были картезианцами, но больше склонялись к атомизму, который,
однако, в сущности не отличается от философии природы Декарта, так как он
подобно последнему основан на простом механизме и материализме. Ибо общие
принципы философии природы Декарта, его воззрение на природу как простую
материю, на движение как связанное с материей внешним и непонятным образом, на
поры, на индифферентность материи были основаниями также и позднейшей физики.
“Все телесные процессы подходят под общее понятие протяжения; рядом с ними есть
другие, так называемые духовные, как понимание, желание и так далее, которые мы
объединяем понятиями “мышление”, “восприятие”, “сознание”. Акты мышления не
имеют никакого родства с телесными процессами; понятия мышления (для всех
духовных процессов) и протяжения (для всех телесных) совершенно несовместимы”.
“Я воспринимаю, что между духом и телом существует огромное различие. Тело по
своей природе делимо, а дух явно неделим. Ибо, наблюдая дух пли меня самого,
поскольку я лишь мыслящая сущность, только дух, я не в состоянии различать в
себе части, но понимаю себя как вполне единичную и неделимую сущность, различные
способности которой — мышление, желание и так далее — не могут быть названы
частями, ибо тот же дух, который желает, также мыслит и наоборот”. “Относительно
духа нам не только ясно, что он существует без тела, но также что в нем можно
отрицать все, составляющее тело”.
|
|