Разделы сайта:
|
§ 71. Жизнь и характер Мальбранша
Л. Фейербах: История философии. Том
I. Николай Мальбранш
Николай Мальбранш родился 6 августа 1638 г., имея весьма слабое и даже уродливое
тело. Дала ли ему природа такое тело, чтобы заранее отомстить за себя, за его
презрение ко всему чувственному и телесному, которое он позднее высказывал в
своей философии, или же она лишила его телесных благ для того, чтобы он тем
глубже чувствовал ценность духовных, чтобы облегчить ему отвлечение от всего
материального, которое составляло характер его жизни и философии, об этом пусть
судят современные историки. Впрочем, известно, что вследствие своего уродства он
в юности избегал общества людей, но тем усерднее предавался учению.
В 1660 г. он поступил в конгрегацию оратории в Париже. Изучение теологии, именно
истории церкви и критики Библии, чем он занимался там, не удовлетворяло его ум.
К счастью, на 26-м году своей жизни он случайно достал “Размышления” Декарта.
Это сочинение открыло ему новый свет. Он нашел в нем то, что давно искал, —
знание, единственно способное удовлетворить стремление его души, знание, о
котором он до сих пор ещё не имел определенной идеи. Поэтому знакомство с
Декартом образует поворотную точку его жизни. Ибо с тех пор он отказался от всех
других наук, исключая математику, ради единственно одушевлявшей его философии,
исключил из своего чтения все чисто ученые книги, продолжал учиться лишь ради
просвещения своего ума, а не для обременения своей памяти. Когда историки и
критики упрекали его в этом, он спрашивал их, обладал ли Адам совершенным
знанием. Когда они утвердительно отвечали на его вопрос, то он говорил им, что,
таким образом, это совершенное знание не было критикой и историей и что он не
желает знать ничего более того, что знал Адам. При таком ярко выраженном
энтузиазме к философии нельзя удивляться тому, что он сделал в ней быстрые и
значительные успехи и уже в 1674 г. написал свое главное сочинение "Об изыскании
истины", где речь идет о природе ума человека и употреблении, которое он должен
делать из него, чтобы избегать заблуждений в науках, первый том которого
появился в печати в том же году.
Самым прекрасным, самым необходимым и достойным человека познанием было для
Мальбранша самопознание, познание человека. Поэтому предмет этого самого лучшего
его сочинения составляет дух человека как сам по себе, так и по отношению к телу
и к богу, с которым он связан, по мнению автора, более тесным и необходимым
образом, чем с телом. Он показывает в нем, что наши чувства, наше воображение и
наши страсти совершенно бесполезны для нашего внутреннего Счастья и познания
Истины, что, напротив, они ослепляют нас и обманывают по всякому поводу, что
вообще все познания, полученные духом посредством тела или под влиянием
известных движений в теле, совершенно ложны и запутанны в отношении к
представляемым объектам, хотя полезны для сохранения тела и телесных благ. Затем
он показывает, что зависимость духа от чувственных вещей имеет целью пробуждение
его от сна и освобождение его от них. Он исследует различные способности духа и
общие источники ошибок, причём он оказывается отличным психологом, и, наконец,
указывает метод, как надо исследовать истину. Сочинение “De la recherche de la
verite”, как этого следовало ожидать, при множестве поразительных и новых идей,
содержащихся в нем, обратило на себя весьма большое внимание и способствовало
дружбе Мальбранша со многими мыслящими людьми. Но оно встретило также весьма
суровые суждения различных сторон. С Мальбраншем случилось то, что случается со
всеми глубоко мыслящими философами: он был превратно понят. Но это не нарушило
ни его убеждений, ни мира его духа. Он не ожидал другой участи. Он сказал себе
сам, что самые очевидные и возвышенные метафизические истины непонятны
большинству людей, даже смешны; что прежде всего книги, оспаривающие всеобщие
предрассудки, без дальнейших околичностей осуждаются, и истина, которая сначала
кажется смешным и химерическим фантомом, подтверждается и обнаруживается лишь со
временем.
В 1680 г. Мальбранш обнародовал “Traite de la nature et de la grace” Трактат о
природе и благодати, излагающий учение о благодати с точки зрения его философии,
именно с точки зрения его учения о деятельности бога. Это сочинение вызвало
горячее возражение Арно, духовного главы янсенистской теологии, который был
также в числе критиков “Размышлений” Декарта. В последующие годы появились
памфлеты обеих сторон, которые совершенно рассорили прежних друзей. Это была
старая проблема, которая уже в средние века разделяла последователей Фомы и
Скотта47, спор между абсолютной свободой божественной воли и допущением закона,
присущего также божественной воле. При этом нападки Арно попадали как раз в то
место, где Мальбранш, не желая и не сознавая этого, больше всех приближался к
Спинозе. Эта борьба с Арно, к которой присоединились ещё другие споры, была
величайшим событием в тихой созерцательной жизни Мальбранша. Из его позднейших
сочинений следует назвать: “Meditations chretiennes et metaphysiques”
Размышления христианские и метафизические (1683), Трактат о морали (1684) и
Беседы о метафизике и религии (1688), где он ещё раз сопоставляет и объясняет
свою философию. Мальбранш был окружен высоким почетом, его посещали иностранцы,
он умер 13 октября 1715 г.
|
|