Разделы сайта:
|
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ И СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИНДИИ
НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Если мы абстрагируемся от наидревнейших
письменных, памятников, обнаруженных на территории Древней Индии,
то тексты индусской (хараппской) культуры (ок. 2500-1700 лет до н. э.),
которые до сих пор еще полностью не расшифрованы, являются первым
источником информации о жизни (совместно с археологическими
находками) древнеиндийского общества - так
называемая ведическая литература. Речь идет об
обширном наборе текстов, которые составлялись в течение
приблизительно девяти столетий (1500-600 лет до н. э.). Однако и в
более поздний период создаются произведения, которые по
своему содержанию относятся к этой литературе.
Ведические тексты - это литература преимущественно
религиозного содержания, хотя ведические памятники
не только являются ценным источником информации о духовной жизни
своего времени, но и содержат много сведений об
экономическом развитии, классовой и социальной структурах
общества, о степени познания окружающего мира и о многом другом.
Ведическая литература формировалась в течение длительного и
сложного исторического периода, который начинается с приходом индоевропейских
ариев в Индию, их постепенным заселением страны
(сначала северных и средних областей) и
завершается возникновением первых государственных образований, объединяющих
обширные территории. В этот период в обществе происходят важные изменения,
и первоначально кочевые и пастушеские племенные общества ариев
превращаются в классово дифференцированное общество с развитым
земледелием, ремеслами и торговлей, социальной структурой и
иерархизацией, содержащей четыре главные варны
(сословия). Помимо брахманов (священнослужителей и монахов)
здесь были кшатрии (воины и представители
прежней племенной власти), вайшьи (земледельцы, ремесленники
и торговцы) и шудры (масса непосредственных
производителей и преимущественно зависимого населения).
При этом данная социальная структура начинает развиваться и
образует основу позднейшей чрезвычайно сложной системы каст.
В процессе генезиса древнеиндийской культуры ведического периода
участвуют различные этнические группы жителей тогдашней
Индии. Кроме индоевропейских ариев это, в
частности, дравиды и мунды. Традиционно
ведическая литература разделяется на несколько
групп текстов. Прежде всего это четыре Веды
(буквально: ведение - отсюда и название всего периода и его
письменных памятников); старейшая и важнейшая из них - Ригведа
(знание гимнов) - сборник гимнов, который формировался
относительно длительное время и окончательно сложился к XII в.
до н. э. Несколько .более поздними являются брахманы (возникающие
примерно с Х в. до н. э.) - руководства ведического
ритуала, из которых важнейшее -
Шатапатхабрахмана (брахмана ста путей).
Конец ведического периода представлен
очень важными для
познания древнеиндийского религиозно-философского
мышления упанишадами. Ведическая литература, к
которой принадлежат и другие группы текстов, необычайно обширна, ведь только
Ригведа содержит более 10 тыс. стихов, уложенных в 1028 гимнах.
Ведические тексты, возникающие на фоне пестрого
и длительного исторического процесса, не являются монолитной
системой взглядов и идей, но представляют различные течения мысли и взгляды от
архаических мифологических образов, литургического обращения к богам, различных
религиозных (частично и мистических) спекуляций до первых попыток формировать
философские взгляды на мир и место человека в нем.
Ведическая религия - это сложный, постепенно развивающийся
комплекс религиозных и мифологических представлений и
соответствующих им ритуалов и культовых обрядов. В нем проскальзывают частично
архаические индоевропейские представления (восходящие к тем
временам, когда арии задолго до прихода в Индию жили вместе с другими
индоевропейскими племенами на общей территории) индоиранского
культурного слоя (общего индийским и
иранским ариям). Завершается формирование этого
комплекса на фоне мифологии и культов туземных (не
индоевропейских) обитателей Индии. Ведическая религия является
политеистической, для нее характерен антропоморфизм, причем иерархия
богов не является закрытой, одни и те же
свойства и атрибуты попеременно приписываются различным
богам. В Ригведе важную роль играет Индра - бог грозы и
воитель, который уничтожает врагов ариев.
Значительное место занимает Агни - бог огня, посредством
которого исповедующий Веды индус приносит жертвы и таким
образом обращается к остальным богам. Продолжают список
божеств ригведского пантеона Сурья (бог
солнца), Сома (бог одноименного опьяняющего напитка, используемого
при ритуалах), Ушас (богиня утренней зари), Дьяус (бог
небес), Ваю (бог ветров) и многие другие. Некоторые
божества, как, например, Вишну, Шива или Брахма, пробиваются в
первые ряды божеств только в более поздних
ведических текстах. Мир сверхъестественных существ дополняют
различные духи - враги богов и людей (ракшасы и асуры).
В некоторых ведических гимнах мы встречаемся со.
стремлением найти общий принцип, который мог бы
объяснить отдельные явления и процессы окружающего
мира. Этим принципом является универсальный космический порядок ( рта ),
который властвует над всем, ему подчинены и
боги. Благодаря действию рта движется солнце, рассвет
прогоняет тьму, сменяются времена года; рта - это
принцип, который руководит течением человеческой жизни: рождением и
смертью, счастьем и несчастьем. И хотя рта - безличный принцип, иногда его
носителем и хранителем выступает бог Варуна, наделенный огромной и
неограниченной силой, который "поместил солнце на небо".
Основой ведического культа является жертва,
посредством которой последователь Вед обращается к
богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний. Жертва
всемогуща, и если правильно принесена, то положительный
результат обеспечен, ибо в ведическом ритуале работает принцип "даю,
чтобы ты дал". Ритуальной практике посвящена
существенная часть ведических текстов, в частности
брахманы, где отдельные . аспекты разработаны до
мельчайших деталей. Ведический ритуализм, касающийся практически
всех сфер жизни людей, гарантирует особое положение брахманам,
бывшим исполнителям культа. Среди
множества гимнов Ригведы, обращенных к
различным богам и воспроизводимых при
ритуалах, есть и первые проблески
сомнения в необходимости жертвы, в силе богов,
сомнению подвергается и само их существование.
"Кто такой Индра?" - спрашивает автор одного
гимна и отвечает: "О нем многие говорят, что он
не существует". В другом месте читаем: "Некоторые говорят, что Индра не
существует. Кто его видел? Кто тот, кому мы должны приносить жертвы?" "Мы не
знаем того, кто создал этот мир",- констатируется в одном месте, а в
другом ставится вопрос: "Что это было за древо, что это был за ствол, из
которого вытесали небо и землю?" Важным в
этом отношении является гимн, в
котором выступает первосущество Пуруша, которое боги
принесли в жертву и из частей тела которого
возникают земля, небо. Солнце, Луна, растения и животные, люди и, наконец,
социальные сословия (варны), ритуальные предметы, а также и
сами гимны. Пуруша описывается как космический гигант огромных размеров,
который является "всем- прошедшим и будущим". В
послеведический период его образ теряет все антропоморфные
черты и в некоторых философских направлениях заменяется
абстрактным символом первоначальных субстанций. В другом гимне
основное внимание уделено поискам неизвестного бога,
который дает жизнь, силу, руководит всеми богами и людьми и который
сотворил мир. Каждый стих кончается вопросом: "Кому приносить
жертвы?", и только последний стих (который
является более поздним прибавлением) на этот вопрос
отвечает. Искомым является Праджапати, понимаемый здесь как персонифицированный
символ первичной силы творения. Деструкция
традиционной мифологии и ведического ритуализма проявляется, в частности,
в космологическом гимне, называемом
Насадил, который принадлежит к более поздним частям Ригведы.
Согласно этому гимну, вначале не было ни сущего (сат), ни не-сущего (асат), не
было воздушного пространства и неба, не было смерти и бессмертия, дня и
ночи. Было только то единое (тад экам), понимаемое как нечто
аморфное, нерасчлененное и лишенное конкретного содержания, которое
само по себе дышало. "Кроме этого, ничего другого не было, тьма была
вначале, тьма, покрытая тьмою, все это [было] неразличимою водою",
наделенной принципом перемены самой себя на более высоком
уровне безличной силой, стимулирующей дальнейший процесс генезиса, который в
тексте только обозначен. Участвуют в нем, в
частности, тапас (тепло) и кама (стремление, желание) как
самородящаяся сила жизни, первичный импульс бытия. Скептицизм, а
частично и спекулятивный характер текста
проявляются в заключении, где автор спрашивает:
"Кто может сказать, откуда возникло это творение?
Боги появились [только] с созданием этого
[мира]... Откуда все возникло, откуда все образовалось?
Возникло само или нет? Тот, кто на наивысшем небе следит за
этим [миром], тот знает. Определенно он [это] знает или не знает?"
Гимн не является целостным изложением генезиса мира, многое он
лишь обозначает и формулирует вопросы, на которые
не отвечает. Это открывало широкие возможности
для позднейших спекуляций и интерпретаций; различным образом
толкуют этот гимн и современные исследователи. И
в более поздних ведических текстах -
брахманах - встречается высказывание о происхождении и
возникновении мира. В некоторых местах развиваются
старые положения о воде как первосубстанции, на основе которой
возникают отдельные стихии, боги и весь мир.
Процесс генезис ' часто сопровождается спекуляциями
о влиянии Праджапати, который понимается как абстрактная творческая
сила, стимулирующая процесс возникновения, мира, а его образ
.лишен антропоморфных черт. Кроме того, в брахманах встречаются положения,
указывающие на различные, формы дыхания ( прана ) как первичные проявления
бытия. Здесь речь идет о представлениях, первоначально связанных с
непосредственным наблюдением человека (дыхание как
одно из главных проявлений жизни), спроецированных,
однако, на абстрактный уровень и понимаемых как
основное проявление бытия. Брахманы являются
прежде всего практическими руководствами ведического ритуала, культовая практика
и связанные с нею мифологические изложения - это их главное
содержание. В брахманах мы не находим
никакой целостной религиозно-философской системы, хотя в
них впервые формулируются некоторые понятия, которые становятся центральной
темой упанишад. С мифологией брахман во многом связан позднейший индуизм.
Упанишады (буквально: "сидеть около") Здесь
- сидеть около учителя, чтобы выслушать его
изложение содержания данных текстов. образуют завершение
ведической литературы. Староиндийская
традиция насчитывает их в целом 108, сегодня
известно около трехсот различных упанишад. Преобладающая масса
текстов возникла в конце ведического периода (ок. VIII-VI вв.
до н. э.), и взгляды, которые в них развиваются,
уже некогда модифицированы и находятся под влиянием
других, более поздних философских направлений. Старейшими и
важнейшими являются Брихадараньяка, Чхандогья, несколько более
поздними-Айтарея, Кена, Каушитаки и ряд других. В
упанишадах весь комплекс ведической
идеологии, в частности абсолютизация жертвы и ее
всепроникающей силы, подвергнут ревизии. Однако упанишады не дают
целостной системы представлений о мире, в них можно найти лишь массу
разнородных воззрений. Примитивные анимистические представления, интерпретации
жертвенной символики (часто на мистической
основе) и спекуляции жрецов перемежаются в них со смелыми
абстракциями, которые можно охарактеризовать как первые
формы действительно философского мышления Древней Индии.
Господствующее место в упанишадах занимает прежде всего новое истолкование
явлений мира, согласно которому в качестве первоосновы бытия
выступает универсальный принцип-безличное сущее ( брахма ),
отождествляемое также с духовной сущностью каждого индивида (
атман ). Концепция брахмы восходит к давним ведическим попыткам
найти основу того, что сообщает жертве ее всемогущую силу
и в конечном понятии представляет
универсальный космический принцип. В упанишадах брахма
является абстрактным принципом, полностью лишенным прежних
ритуальных зависимостей и предназначенным для постижения
вечной, вневременной и надпространственной, многоликой сущности
мира. Понятие атман используется для обозначения
индивидуальной духовной сущности, души, которая, как уже говорилось,
отождествляется с универсальным принципом мира (брахма). Эта констатация
идентичности различных форм бытия, выяснение тождества бытия каждого
индивида с универсальной сущностью всего окружающего мира являются ядром
учения упанишад. Неотделимой частью этого учения
является концепция круговорота жизни ( самсара ) и тесно
с нею связанный закон воздаяния (карма).
Учение о круговороте жизни, в котором человеческая жизнь понимается как
определенная форма бесконечной цепи перерождений, имеет свое
начало в анимистических представлениях исконных жителей.
Индии. Оно также связано с наблюдением определенных
циклических природных явлений, с попыткой их интерпретации.
Элементы учения самсары можно найти уже в брахманах, однако в упанишадах эта
мысль абсолютизируется и возводится в один из главных тезисов. Закон
кармы диктует постоянное включение в круговорот
перерождений и детерминирует будущее рождение, которое
является результатом всех деяний предшествующих жизней. Только тот,
свидетельствуют тексты, кто совершал благие действия, жил в
согласии с действующей моралью, родится в будущей жизни как брахман,
кшатрия или вайшья. Тот, чьи действия не были правильны, может
в будущей жизни родиться как член низшей варны (сословия), либо же его атман
попадет в телесное хранилище животного; не только варны,
но и все, с чем человек встречается в жизни, определено кармой.
Здесь представлена своеобразная попытка объяснить
имущественные и социальные различия в
обществе как следствия этического результата
деятельности каждого индивида в прошлых жизнях. Таким
образом, тот, кто действует в соответствии с
существующими нормами, может, согласно упанишадам,
подготовить себе лучшую участь в некоторых из будущих жизней.
Круговорот жизни вечен, и все в мире ему подчиняется. Боги как личности не
существуют, впрочем как не существует
и человек, ограниченный пространством и временем.
Атман, когда покидает тело, сожженное на
погребальном костре, под влиянием кармы принужден постоянно
возвращаться в этот круговорот, находить следующие воплощения,
или, как говорят тексты, идти путем отцов ( питръяна ).
Познание (одна из центральных тем упанишад) состоит в полном осознании
тождества атмана и брахмы, и лишь тот, кто это единство осознает,
освобождается из бесконечной цепи перерождений (самсары) и
возносится над радостью и скорбью, жизнью и смертью. Его
индивидуальная душа возвращается к брахме, где и остается
вечно, выйдя из-под влияния кармы. Это и есть, как учат упанишады,
путь богов ( деваяна ). Основные тезисы
упанишад бесчисленное количество раз комментируются, развиваются и
освещаются с различных точек зрения. Упанишады в
основном идеалистическое учение, однако оно не целостно в этой основе, так
как в нем встречаются взгляды, близкие к материализму. Это относится, в
частности, к учению Уддалака, хотя и он не выработал целостной
материалистической доктрины. Уддалака приписывает творческую силу
природе. Весь мир явлений состоит из трех материальных элементов - тепла, воды и
пищи (земли). И даже атман является материальной
прасущностью человека. С материалистических позиций
отбрасываются представления, согласно которым вначале мира было
не-сущее (асат), из которого зародилось сущее (сат) и весь мир явлений и
существ. Упанишады являются выдающейся попыткой
поколебать монопольное положение брахманов в идеологии и духовной
жизни общества. Не случайно мыслители упанишад в большинстве
происходили из варны кшатриев, а иногда и вайшьев. Это является
следствием изменений в экономическом положении отдельных варн, которые завершили
свое формирование к концу ведического периода.
Упанишады имели большое влияние на развитие последующего
мышления в Индии. Прежде всего учение о самсаре и карме становится
исходным положением для всех последующих религиозных и
философских учений, за исключением материалистических.
Ко многим идеям упанишад часто обращаются некоторые
более поздние философские школы, прежде всего веданта.
|
|