Разделы сайта:
|
ФИЛОСОФИЯ
В ЭПОХУ ДИНАСТИИ ХАНЬ
С началом династии Хань (II в. до н. э.- I- II вв. н.э.) вновь
стала оживать духовная жизнь общества. Прежде всего в этом
процессе важную роль играл даосизм. В конце II в. до н.э. на
свои позиции возвращается конфуцианство, которое значительно
приспосабливается к новым общественным условиям и становится
государственной идеологией. Так, оно включает в себя некоторые
концепции как легизма (касающиеся практики общественного
управления), даосизма, так и механистического натурализма в
интерпретации мира (учение, о пяти элементах и инь и ян). Дун
Чжуншу (179-104 до н.э.) -главный обновитель конфуцианства в тех
условиях. Идеалистическое истолкование, в частности, учения о
пяти элементах и функциях инь и ян приводит его к
метафизическому и религиозному объяснению мира. Божественные
небеса сознательно и целеустремленно определяют развитие и
изменение действительности, порядок (ли) мира, сообщают людям
моральные законы, а путь (дао) вещей следует за наивысшим в
иерархии путем неба (тянь дао). Дун Чжуншу дуалистически делит
изначально присущее вещам имманентное влияние инь и ян на пары,
в которых господствует связь подчиненности. То же самое он
переносит на человеческое общество, в котором, согласно
классической конфуцианской схеме, действуют пять норм сыновней
добродетели (сяоти): 1) человечность (жэнь); 2) правдивость (и);
3) вежливость (ли); 4) мудрость (цжи); 5) искренность,
чистосердечность (синь). Неорганическое соединение вещей и
понятий довершается их мистической классификацией с
использованием пяти элементов, которая доводит до законченности
теологическо-мистическую философию всемирного соединения всего
сущего. Дун Чжуншу сыграл большую роль в утверждении
.конфуцианства как единого государственного учения и черпает
аргументацию у авторитетов прошлого, "Кто сомневается
относительно современности, пусть исследует древность. Кто не
понимает будущего, .пусть обратит взгляд в прошлое". Он
опирается на авторитет классических книг, которые интерпретирует
в духе своей метафизики. Комментирует классические книги,
написанные новым письмом. Позже, во второй половине I столетия
до н. э., когда Лю Синь переводит тексты классиков, написанные
старым письмом (до III в. до н.э.), мыслители разделились на
приверженцев школ старых и новых текстов. Школа новых текстов
перенимает мистические взгляды Дун Чжуншу, школа старых текстов
этот мистицизм радикально отвергает, требует точного
филологического изложения текстов и продолжает
рационалистическое истолкование конфуцианской этики.
Хуайнань-цзы. - одно из даоистских произведений II в. до н.э.,
приписываемое Лю Аню. В нем отвергается какое-либо божественное
влияние неба и по-новому интерпретируется понятие "ци"
(энергия). Ци- выражение человеческого жизненного естества, и
так как оно является материальным принципом, то и обеспечивает
человеку естественную связь с миром. Ян Сюн (53 г. до н.э.- 18
г. н. э.) -сторонник старых текстов, выступает против
мистической интерпретации конфуцианства. С конфуцианской
социальной теорией он соединял даосистскую онтологическую
интерпретацию мира. Его ученик Хуань Тань (43 г. до н. э.- 28 г.
н. э.) продолжает усилия учителя в привлечении к социальной
этике конфуцианства некоторых аспектов онтологии даосизма.
Открыто .критиковал современную ему эпоху и связанную с ней
систему Дун Чжуншу. Его взгляды близки к концепциям Ван Чуна.
Ван Чун (27-107) продолжает .линию учения Хуань Таня, которому
он отдает дань уважения в своем обширном произведении
"Критические суждения" (Лунь хэн). Критерий истины как
единственный гносеологический критерий, критика телеологических
интерпретаций действительности, обожествления природы и мистики
Дун Чжуншу делают Ван Чуна самым уважаемым философом эпохи Хань.
Необходимость прямого познания, проверка этого прямого контакта
с действительностью и "точное мышление, служащее последним
доводом" являются высшей ступенью процесса получения знаний.
Опора только на чувства ведет к ошибкам, разум, только он, может
познавать вещи. Истина не является некоей идеальной
конструкцией, но содержится в вещах и в мире. "Следует
руководствоваться действительностью и никогда принципами
человека". Мир является соединением неба и земли, их
материальной энергии (ци). Ни в небо, ни в землю не заложен
никакой телеологический принцип, или направленность. "Вещи
рождаются сами. Это и есть естественность". Весьма древний
термин "ци", который в значении "дыхание", "воздух" уже
встречался в надписях на бронзе (начало 1-го тысячелетия до
н.э.), в "Книге перемен" и у Лао-цзы, у Ван Чуна приобретает
значение материальной энергии, присущей всему сущему. Такое
соединение человека с миром является "природным" и обеспечивает
познаваемость вещей, ибо "между небом и землей человек является
существом". Согласно Ван Чуну, внутреннее движение вещей и
внешняя упорядоченность отношений в мире между вещами- возникают
благодаря воздействию принципов "инь" и "ян". Эти принципы
действуют таким же образом и в обществе. Этим подчеркивается
естественность развития человека, который является частью мира.
Следует заметить, что и классическая конфуцианская схема
общественных отношений основывается на воздействии этих же
принципов. Ван Чун завершает период критических поисков и
знаменует собой начало последующего развития китайской философии
в эпоху неоконфуцианства.
|
|