Разделы сайта:
|
ФИЛОСОФИЯ
В III-X вв
Это время характерно нестабильностью, вытекающей из разложения
единого государства, усилением влияния даосизма и буддизма. Их
объединяет сосредоточенность на проблемах субъективности, что,
надо полагать, было реакцией на отсутствие до этого времени во
всех системах проблемы человеческой индивидуальности. Даосизм в
III-Х вв. Так называемый неодаосизм (сюань сюэ) характеризует
дао как глубочайшее (сюань) непостижимое. Здесь можно различить
несколько тенденций: "исповедание небытия", "исповедание бытия"
и инстинктивизм. Их интерпретации сохранились по большей части в
форме комментариев к книгам древности - "Книге перемен", "Чжуан-цзы",
"Дао дэ цзин", "Беседы и суждения" Конфуция. Первая тенденция
трактует дао как небытие (со ссылкой на Лао-цзы), как особую
нематериальную сущность, противостоящую всему сущему. В
соответствии с этим социальные и индивидуальные проблемы
человека касаются лишь повседневной жизни. Только абсолютное
безучастие, недеяние помогают человеку быть в согласии с
небытием, которым и является дао. Эту тенденцию представляют Ван
Би и Хэ Янь (первая половина III в.). Пэй Вэй (ум. в 300 г.), Го
Сян и Сян Сю исходят из положения о том, что "ничто не может
быть до вещей". Все возникает естественно и развивается само по
себе, а человек должен только заботиться о позитивно понимаемом
бытии. Из этого следует, что "недеяние" (у вэй), проповедуемое
Лао-цзы, не является абсолютной бездеятельностью, оно есть
выражение естественного отношения к вещам и к миру. Также и
каждый индивид должен действовать естественно, сам по себе, без
внешнего влияния и принуждения. Гэ Хун (284-363) излагает свои
взгляды в тексте "Баобу-цзы". Важным для того времени является
его отрицание обожествления мыслителей прошлого. Он
разрабатывает конфуцианское социально-этическое учение и
даосистское требование естественного отношения к миру, которые
приобретают у него форму стремления возврата к природе. Личность
может вернуться к природе и при помощи алхимии, ибо естество
человека тождественно природе. Согласно инстинктивистам, человек
должен жить как "волна воды, гонимая ветром", сосредоточиваясь
на мгновенных движениях и инстинктах, без рефлексии и не
связывая себя общественными нормами. Буддизм. Буддизм проник в
Китай в I-II столетиях н. э. Получает широкое распространение в
IV в. и является единственной пришедшей извне философией и
религией, которая надолго укоренилась в Китае. В VI в. император
У-ди провозглашает буддизм даже государственным (официальным)
учением. Буддизм оставляет заметные следы в литературе,
изобразительном искусстве, а также в философии. Однако он
никогда не прерывал естественную атеистическую традицию в
китайской философии. Наибольшего влияния достигают так
называемые школа пустоты и школа чань-цзун (японский дзэн).
Согласно чаньской школе буддизма, высшую истину нельзя выразить
символами .и знаками. Озарение, нирвана (не-пань) не достигаются
упражнениями, но проявляются внезапно как внутренний опыт,
раскрывающийся в одно мгновение. Достижение такого проникновения
в истину возможно тогда, когда человек живет без цели (у синь) и
без направленной деятельности (у вэй), т.е. без каких-либо
волевых проявлений. Учение чаньской школы пришло из Индии, а
сообщил ему завершенную форму Хуэй-нэн (638- 713).
Неоконфуцианство. Критика буддизма, в частности в вопросах сути
и способа- существования человека, была очень сильной. В VI в. с
такой критикой выступает, в частности, Фань Чжэнь, который в
"Рассуждениях об уничтожимости души" (Шэнь ме лунь), основываясь
на тезисе "Тело является материальной основой души, душа же есть
проявление тела", выступает против дуалистической интерпретации
человека и утверждает его естественное происхождение. С критикой
буддийского дуализма начинается ренессанс конфуцианства (Хань Юй
(768-824), Ли Ао (ум. 844) и Линь Шэнь-ши (ок. 840-880)). Этот
период-эпоха династии Тан (618-906) -подготовил наступление
неоконфуцианства. Неоконфуцианство (дао сюэ, т. е. учение о дао,
однако не в даосистском смысле, а как продолжение традиции
конфуцианцев) представлено прежде всего двумя различными
направлениями: 1) ли сюэ-учение о ли (порядке) как сущности
мира; 2) синь сюэ - учение о синь (мышлении) как основе мира (о
котором говорится так же, как о школе син ли). Неоконфуцианство
опирается на некоторые положения даосизма, изложенные в "Книге
перемен", а также на положения тех конфуцианцев, чьи взгляды
совпадают со взглядами Ван Чуна. Чжу Си (1130-1200) был наиболее
выдающимся представителем первого направления \ Кроме Чжу Си
представителями этого направления были Сяо Юн (1011-1077), Чжоу
Дунь-и (1017-1075), Чань Цай (1020-1077). Чень-Хао (1032-1085),
Чен И (1017-1073). \. Онтологические вопросы он решает при
помощи, категорий ли и ци. Ли представляет основу сущего, оно,
однако, не возвышается над вещами как абсолютный разум. Если
нечто существует, то оно имеет ли, "это значит, что все явления
и вещи имеют свои собственные способы существования". Ци
представляет материальную форму вещей. "Ли только одно, но его
проявления бесконечны. Ли является путем (дао) всех явлений, ци
- это материальная энергия, из которой состоит каждая вещь... ли
еще никогда не отделялось от ци", ибо единство мира обеспечивает
единство вещей на их собственном пути, тогда как "ли и ци
присутствуют во всех вещах вместе". Материальная энергия (ци)
упорядочивается в вещах под воздействием инь и ян участвующих в
движении внутри вещей и в мире. А вследствие того что мышление
человека (синь) содержит ли, как оно присутствует и во всех
других явлениях, мир может познаваться человеком. Лу Цзююань
(1139-1192) был видным философом второго направления. Мышление
(синь) не познает мир, но мир содержится в мышлении, поэтому
человек может различать вещи и их классифицировать. Этот
субъективный идеализм Лу Цзююаня в дальнейшем разрабатывает Ван
Янмин (1472-1528), согласно которому мышление не может
существовать вне человека, ибо ли не проявляется вне
человеческой мысли: Существует только тот мир, который человек
познает и который управляется его мыслью. Человеческий дух в то
же время является и мировым духом (тянь-синь). Он везде
сопутствует людям, и, таким образом, самопознание мира -
врожденное качество людей. Поэтому в познании человек должен
руководствоваться интуицией. * * * * *
Неоконфуцианством мы заканчиваем краткий обзор
китайской философии. Несомненно, что оно было им пульсом также и
для развития европейской философии, где из него черпали идеи, в
частности, Лейбниц и Вольф. Европа знакомится с
неоконфуцианством и со всей китайской философией в конце XVII и
в XVIII в.
|
|