Разделы сайта:
|
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПЕРВЫХ
ФИЛОСОФОВ
Философское мышление начинает формироваться в античной Греции
примерно в VII-VI вв. до н. э. В обществе в это время происходят
большие изменения. Имущественное неравенство влечет за собой
углубление классовой дифференциации. Процесс формирования нового
класса ускоряется, в частности, развитием ремесел и торговли.
Происходит постепенное разложение родового общества и
ограничение власти родовой знати. Рабство по сравнению с
временами Гомера приобретает новые формы. Его патриархальность
уступает место новым, более прогрессивным формам. Становящийся
общественный класс, связанный с хозяйственным развитием,
захватывает политическую власть и устанавливает тиранию. С
ростом экономической и политической силы этого класса
развивается и греческая культура. В VIII и VII вв. интенсивно
осуществляется и греческая колонизация. Она распространяется как
на северо-восток (острова и малоазийское побережье), так и на
запад (в частности, на Сицилию и Южную Италию). Греческие
поселения сосредоточивают не только торговлю и ремесла, но
постепенно выдвигаются и как центры культуры и образования. Это
касается, в частности, тех колоний, которые были основаны на
малоазийском побережье в VII и VI вв. до н. э. Среди них особое
место занимают Милет и Эфес, которые и становятся центрами
развития философии. Первые признаки философского осмысления мира
можно найти уже в произведениях Гомера, хотя по своей
мифологической форме они еще далеки от рационализма, присущего
греческой философии. Гомер говорит о трех первопричинах, которые
можно в определенном смысле полагать первоосновами мира, и
называет их Никс, Океанос и Тетис. Никс - это праисходное
состояние, стадия, которая предшествует чему-либо иному
(используя нынешнюю терминологию, можно сказать, что это
универсальная потенция всех состоянии мира). Океанос
представляет праморе, а Тетис - определенную жизнесообщающую
силу, которая соединена с морем - водой. При этом все эти
первопричины, т. е. сущностные силы, связаны с землей К Гомеру
восходит и так называемый ранний орфический период. Речь идет о
литературных произведениях, разрабатывающих орфическую
проблематику и решающих, кроме того, теогонические проблемы
Орфизм - религиозное движение, восходящее к мифологическому
певцу Орфею. Значительную роль в его мифологическом понимании
возникновения мира и богов играла музыка - гармония.. Орфические
воззрения, в частности понимание отношения души и тела (тело
является гробом души), отражены в греческой философии - Платон,
Пифагор. . Из первопринципа Никс выводятся небо и земля, из них
- все остальное (Океанос здесь понимается как существенная
составная часть земли). Попытка объяснения возникновения мира
содержится и в трудах Гесиода. Согласно Гесиоду, основой всего
является хаос, который понимается как неограниченная,
бесформенная масса, содержащая в себе все возможные потенции. Из
него же возникают праисходные формы бытия. С одной стороны, это
Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила). с другой - это
Эребос (тьма) и Никс (ночь) как определяющая, правящая сила. Из
них потом возникают Уран (звездное небо), Этер (Эфир), свет, и
постепенно остальные божества. Наряду с космогоническими и
теогоническими взглядами находим у Гесиода также определенную
рефлексию общественной действительности- Например, его защита
аграрного мелкотоварного производства указывает на главные
противоречия эпохи и отражает углубляющуюся классовую
дифференциацию греческого общества. К космогоническим взглядам
Гесиода восходит позднейший мыслитель Акусилай. Он вводит в
систему основных принципов Гесиода новое понятие - Метис, или
Нус (разум). Определенным завершением космогонических концепций
в Древней Греции в период, предшествующий образованию собственно
философии, являются взгляды Ферекида и Эпименида из Сира.
Согласно Ферекиду, первоосновой всего является особая
жизнеспособная материя, которую он обозначает именем Зевс. Эта
первооснова существует в пяти стадиях, следствием развития
которых является возникновение богов, космоса и земли. Взгляды
на проблему возникновения богов (теогония) и космоса
(космогония), таким образом, обретают единые мифологические
рамки. Ферекид впервые пытается создать определенную
"всеобъемлющую" систему, охватывающую всю известную тогда
область явлений. С пятью стадиями развития можно встретиться и у
Эпименида, старшего на полстолетие. Согласно ему, на первой
стадии существует воздух как праматерия и ночь как безграничная
тьма. Их соединение приводит к возникновению праосновы
(преисподней). Оттуда восходят Титаны, из них - яйцо, разрушение
которого приводит к рождению мира. Все эти космогонические
взгляды в принципе не вышли за рамки мифологических построений.
Однако в некоторых из них (у Гесиода, Ферекида, Эпименида) можно
найти тенденции обращения к природе. Эти "дофилософские"
воззрения были попыткой в форме мифа ответить на вопросы, что
является основным принципом мира (или космоса) и какие принципы
или силы определяют его развитие. Стремление рационально
ответить на эти вопросы, найти выход из магических и религиозных
зависимостей стоит у истоков собственно греческой философии.
|
|