АНТИЧНАЯ
ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПЕРИОДА
Вершина развития античной греческой философии приходится
приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до
н. э. Это период наибольшего расцвета классической греческой
рабовладельческой демократии, опирающейся на политическую форму
города-государства - полисы. Войны с персами приводят к тому,
что центром эллинского мира становятся города континентальной
Греции. Ведущую .роль среди них во второй половине V в. до н. э.
завоевывают Афины, которые, кроме того, становятся гегемоном
морского союза, соединяющего почти все главные греческие города
и колонии. Развитие Афин связано с деятельностью Перикла. Этот
выдающийся политический деятель был практически "первым мужем"
Афин от начала второй половины V в. до н. э. вплоть до его
смерти (429 г. до н. э.). Его имя связано с наибольшим
экономическим, политическим и культурным расцветом Афин. Основой
политического строительства Афин было полное равенство
рабовладельцев перед законом. Рабовладельческая демократия
давала возможность широкому кругу свободных граждан участвовать
в делах полиса. Это, однако, предполагало владение рядом
определенных, специфических знаний. Кроме общего знакомства с
историей, культурой и основами хозяйственной жизни особое
значение приобретали знание риторики и определенные философские
знания. Потребности в широком образовании свободных граждан
удовлетворялись деятельностью первых профессиональных учителей
по общему образованию. Они учили не только риторике, политике и
судопроизводству, но и всем другим областям и ответвлениям
знаний, которые человек мог практически использовать. и которыми
должен был владеть, если' хотел, чтобы его считали "мудрым".
Сократ с определенной долей иронии говорил об этих учителях,
что, уча мудрости, они сами должны быть мудрыми. Отсюда и
выводится их название - софисты (софос-мудрый).
|