Этические
учения
На переломе XVII и XVIII вв. и в ходе XVIII в. в Англии получает
развитие философия морали. Среди ее выдающихся представителей
находится, в частности, Антони Эшли Купер Шефтсбери (1671-1713).
В работе "Характеристики, люди, нравы, мнения и эпоха" он
приходит к такому пониманию морали, согласно которому в оценке
человеческого поведения решающую роль играет не объективный
результат, а субъективное намерение. Он, в частности, делает
упор на форму морального проявления и недооценивает его
содержание. В отличие от представителей сенсуализма, в частности
Т. Гоббса и Д. Локка, он отстаивает идею о неизменности,
вечности моральных норм. Его учение о морали основано на
врожденном "моральном чувстве" и не связано с конкретным
общественным развитием. На это естественное, врожденное
"моральное чувство", по Шефтсбери, опирается "истинная религия".
Религия, таким образом, сама предполагает мораль и не заменяет
ее. В этом проявляется деизм Шефтсбери. Весьма критически по
поводу этических воззрений Шефтсбери выступил Бернард Мандевиль
(1670- 1733). В сущности он исходит из естественного понимания
морали и нравственности. Он отвергает врожденное "моральное
чувство", так же как и вечность и неизменность моральных норм. В
его понятии морали нашли отражение социальные взгляды первых
представителей "теории общественного договора" Свои идеи он
изложил в "Басне о пчелах". . В защиту взглядов на мораль
Шефтсбери, против критических замечаний Б. Мандевиля выступил Ф.
Хетчесон (1694-1747). Он перенимает ряд идей Мандевиля и прямо
подчиняет мораль религии.
|