ФИЛОСОФИЯ
"ЗДРАВОГО СМЫСЛА"
Если Шефтсбери и Хетчесон выступали с критикой этических
воззрений Локка, то его сенсуалистскую философию в XVIII
столетии критиковали представители так называемой философии
здравого смысла. Ее первым и наиболее ярким представителем был
Томас Рид (1710-1796). "Эссе о душевных способностях", его
основной труд, содержит резкую критику философии Юма. Рид
отмечает связь учений Беркли и Юма с сенсуализмом Локка, и
прежде всего с его учением о первичных и вторичных качествах. В
субъективизации вторичных качеств Рид видит начало пути,
завершающегося субъективным идеализмом и агностицизмом. Он
стремится, однако, к преодолению субъективистских тенденций в
философских основаниях сенсуализма. Теорию познания он
основывает не на ощущениях, а на непосредственных восприятиях,
которые фиксируют в нас "веру" в существование внешнего мира.
Таким образом, учение Рида не преодолевает слабостей сенсуализма
Локка, тем более взглядов Беркли или Юма. Против агностицизма
Юма он выдвигает лишь "веру" в существование внешнего мира,
опирающуюся на непосредственные восприятия. Если, по Д. Локку,
мы посредством чувственных восприятии узнаем о существовании и
свойствах внешнего мира, то при помощи непосредственных
восприятия фиксируется лишь "вера" в этот внешний мир.
Воззрениям Рида близки воззрения Джемса Битти (1735-1803) и
Джемса Освальда. Освальд, в частности, соединяет основные
принципы философии "здравого смысла" Рида с усилиями в защиту
христианства. В своей наиболее известной работе "Обращение к
"здравому смыслу" для защиты религии" он развивает взгляды на
первичные инстинктивные врожденные истины. К ним относятся вера
во внешний мир и вера в существование бога, которые поэтому уже
не следует обосновывать и доказывать, но следует исходить из них
при развитии философского мышления. Так называемая философия
здравого смысла приходит к открытой апологетике религии и
критическому отношению к материалистическим и атеистическим
концепциям своего времени. При этом одним из главных критериев,
которым пользуется эта философия, является "практическая
полезность". В этом понимании весьма отчетливо проецируется
линия английской послереволюционной буржуазии (речь идет о
расширении возможности экономического развития, а тем самым и о
росте прибылей). Поэтому к этой линии в английской философии
близко примыкают позднейший прагматизм и утилитаризм.
|