Разделы сайта:
|
Немецкая
классическая философия
Немецкая классическая философия охватывает сравнительно краткий
период, который ограничен 80-ми годами XVIII столетия, с одной
стороны, и 1831 годом - годом смерти Гегеля - с другой. Тем не
менее по целому ряду моментов она представляет собой вершину
философского развития, которая в то время могла быть достигнута,
а тем самым и вершину домарксистской философии вообще.
Перечислим по крайней мере некоторые из ее положительных
моментов. Философия Канта довершает ноэтическую (ноэма, ноэзис.-
Пер.) философию. В философии Канта нашло свое выражение
теоретическое отражение рефлексии человеческой свободы и
равенства в период до французской революции. В немецкой
классической философии мы находим зачатки "философии активной
стороны" у Фихте, основы естественной спекуляции у Шеллинга, его
же концепцию "динамического процесса" в природе, близкую к
материалистической диалектике, диалектическую концепцию Гегеля,
близкую к реальности и в то же время благодаря своему идеализму
далекую от нее. Начиная с Гердера, немецкая философия вводит
историзм в исследование общества и тем самым отвергает
неисторические и механистические концепции предшествующей эпохи.
Послекантовская философия вносит серьезную критику агностицизма
и всей предшествующей поэтической позиции. В философии Гегеля
разрабатываются законы не только объективной, но и субъективной
диалектики. Оборотной стороной этих позитивных результатов
является мировоззренческое утверждение большинства философов в
идеализме. Эта тенденция связана с рядом обстоятельств, которые
лежат в концепции идеализма, где не требуется строго научного
объяснения при формулировании новых открытий, идей, теорий.
Материалистическая позиция предъявляет большие требования к
точности изложения, к строгости формулировок, что предполагает
определенный временной период. Идеализм немецкой классической
философии связан с доведением концепции до абсурдных результатов
вопреки опыту или эмпирическим доказательствам. Свою роль в этом
сыграла экономическая и политическая слабость немецкой
буржуазии, что привело к тому, что Германия переживала свое
существование скорее в теории, чем на практике. Следующий
момент, объясняющий преобладание идеалистической позиции в
немецкой классической философии, связан с развитием философии
после Декарта В противоположность онтологической позиции древней
и средневековой философии, как недостаточно обоснованной, Декарт
подчеркнул идею о том, что наиболее существенным моментом, с
которого философия должна начать, является достоверность самого
познающего Я. В рамках этой традиции ряд философов Нового
времени делают больший упор на субъект, чем на объект, а вопросу
о характере познания отдают предпочтение перед вопросом о
характере бытия. В философии Канта также проявляется подобное
привилегированное положение субъекта. Хотя в последующей
спекулятивной фазе развития философии (Шеллинг, Гегель)
наблюдается переход к онтологической позиции, прежний
поэтический приоритет субъекта проецируется на концепцию
оснований всякой реальности. Менее известно, что характерной
чертой этого идеализма был пантеизм (он характерен для Фихте,
Шеллинга классического периода и Гегеля). Толчок развитию дал
Кант своей критикой метафизических идей (бог, душа, идея мировой
целостности). Другой причиной этой ориентации является так
называемая спинозовская дискуссия, вызванная книгой Ф.-Г. Якоби
(1743-1819) "Об учении Спинозы" ("Ober die Lehre des Spinoza"),
изданной в 1785 г. Дискуссия, направленная на реабилитацию
философии Спинозы, является одной из вех прогрессивного
духовного развития в Германии того времени. Гердер участвовал в
спинозовской дискуссии своим трактатом "Бог" (1787), в котором
попытался модернизировать спи-нозизм (заменил
"распространенность" "органическими силами", моделью для которых
служит скорее живое существо, чем физический объект). В отличие
от атеистической интерпретации Спинозы, которую предпринял
Якоби, Гердер защищает пантеистическое понятие бога с некоторыми
личными чертами (мудрость, провидение). Спинозовская дискуссия
показывает, что послекантовская философия включала в себя и те
философские направления в Германии, которые развивались
независимо от Канта. В социальном плане немецкая философия -
свидетельство идейного пробуждения "третьего сословия" Германии.
Экономическая незрелость и политическая слабость немецкой
буржуазии, территориальная раздробленность Германии наложили на
нее свой отпечаток. В то же время немецкая философия
использовала результаты развития философской мысли Италии,
Франции, Англии и Голландии. Этот момент весьма положителен.
Значение немецкой классической философии было отчасти обесценено
идеалистической формой, которая впоследствии стала для нее
роковой. Вместе с тем она способствовала - несмотря на свой
неконкретный, мистифицирующий характер, который исключал строгий
причинный анализ исследуемых феноменов,- тому, что отражение
новых научных познаний и воздействие общественного развития
происходили так своевременно, что, как говорится, она мгновенно
реагировала на новые стимулы.
|
|