ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Медико-гигиеническая стратегия политики здравоохранения по оптимизации информационной среды и общественного здоровья

Информационно-зависимое общественное здоровье.

Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2



назад в содержание

Информация и здоровье в международном законодательстве. Право человека на наивысший достижимый уровень здоровья оговорено в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Сама формулировка пункта 2 статьи 12 говорит о том, что право на здоровье включает в себя широкий спектр социально-экономических факторов, создающих условия, позволяющие людям жить здоровой жизнью, и охватывает основополагающие предпосылки здоровья, в том числе такие, как адекватные санитарные условия, безопасные и здоровые условия труда и здоровая окружающая среда.

Согласно толкованию Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (бюллетень Экономического и Социального Совета ООН от 11 августа 2000 г.), право на здоровье, определяемое в пункте 1 статьи 12, включает в себя не только право на своевременные и адекватные услуги в области здравоохранения, но и такие основополагающие предпосылки для здоровья, как доступ к просвещению и информации в области здоровья, участие населения в принятии решений по связанным с правом на здоровье вопросам на общинном, национальном и международном уровнях.

Право на материнское, детское и репродуктивное здоровье (пункт 2 а) статьи 12) подразумевает доступ к информации и ресурсам необходимым для принятия мер в соответствии с этой информацией. Репродуктивное здоровье означает в том числе, что у мужчин и женщин есть право быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и соответствующих услугах в области охраны здоровья.

Право на здоровую природную среду и на гигиену труда (пункт 2 Ъ) статьи 12) включает «улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности», в том числе предупреждение и снижение уровня воздействия пагубных экологических условий, которые прямо или косвенно влияют на здоровье человека. В этой связи Комитет отмечает Принцип 1 Стокгольмской декларации 19 72 года, который гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь», а также недавние события в международном праве, включая резолюцию45/94 Генеральной Ассамблеи ООН о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей, а также Принцип 1 Рио-де-Жанейрской декларации.

Комитет подтверждает, что в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 год) и Алма-Атинской Декларацией (1978 год) к числу основных обязательств государств относятся в том числе:

  • принятие на основе имеющихся эпидемиологических данных и осуществление общенациональной государственной стратегии по охране здоровья, предусматривающей право на информацию о показателях и ориентирах в области здравоохранения, на основе которых можно пристально следить за достигнутым прогрессом;
  • осуществление просветительской деятельности и обеспечение доступа к информации, касающейся основных медицинских проблем в общине, включая информацию о методах предотвращения таких проблем и борьбы с ними;
  • обеспечение надлежащей подготовки для медицинских работников, включая информирование по вопросам, касающимся здоровья и прав человека.

Право на здоровье тесно связано и зависит от осуществления других прав человека, предусмотренных в Международном биле о правах, включая доступ к информации.

В соответствии с Конвенцией по правам, ребенка дети и подростки имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья и Конвенция увязывает эту цель с обеспечением доступа к ориентированной на детей информации о поведении, способствующем профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 19) доступность информации включает право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здоровья. Однако доступность информации не должна наносить ущерба праву на конфиденциальность личных медицинских данных.

Кроме того, гигиена труда предполагает максимально возможное с разумной точки зрения устранение причин возникновения вредных для здоровья факторов производственной среды (Конвенция №155 Международной Организации Труда, пункт 2, статьи 4).

В более широком определении здоровья учитываются и такие социальные факторы, как насилие и вооруженные конфликты (общая статья 3 Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 год); Дополнительный протокол! (1977год), касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, пункт 2 а) статьи 75; Дополнительный протокол II (1977 год), касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера статья 4 а). Следует отметить, что в соответствии с «Докладом о здоровье мира 2000» Всемирной Организацией Здравоохранения отмечается, что в 1999 году почти 1,7миллиона человек были убиты или покончили самоубийством (893 000 самоубийств, 527000 убийств или смертей в результате насилия, 269 000 жертв военных действий).

Информация в системе общественного здоровья и здравоохранения России. Различные группы населения достаточно сходны по характеру источников, из которых они узнают об основных проблемах здоровья: у 17—18% —это телевидение, у 33—38% —газеты и журналы, у 46—51%— врачи. В результате анкетного опроса выявлено наличие потребности в информации по основным вопросам, связанным со здоровьем: по вопросам питания — у 86,3% населения, физической активности — у 61,4%, кровяного давления — у 31,1%, сексуальной жизни — у 24,5% (О. П. Щепин, 2000).

Информационные ресурсы здравоохранения обеспечиваются более чем 50-ю формами госстатотчетности Министерства здравоохранения РФ. Из них лишь 10% информации, циркулирующей в здравоохранении, используется органами управления. Определены основные направления развития и оптимизации информационной системы и мониторинга до 2010 г. (О.П.Щепин, 2000):

  • развивать существующую систему учета и отчетности;
  • оптимизировать информационное обеспечение и медико-статистические показатели, ориентируя их на цели планирования;
  • расширить доступ к статистической информации о состоянии здоровья, включая население;
  • разработать единую статистическую форму систематизации медикостатистической информации учреждений здравоохранения;
  • развивать информационные системы, совершенствующие деятельность врача, клинико-диагностическую экспертизу на основе компьютерных технологий;
  • разработать систему мониторинга для программ государственных гарантий.

Изучение влияния факторов среды на здоровье регламентировано федеральным законом от 30.03.99 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и другими нормативными актами. В 1999 году продолжилось формирование инфраструктуры социально-гигиенического мониторинга. Издан совместный приказ МЗ РФ и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №410/122 от 15.11.99 г. «О повышении эффективности функционирования систем социально-гигиенического мониторинга и мониторинга окружающей природной среды», приказ МЗ РФ от 27.08.99 № 344 «Об организации работ по 2-му этапу социально-гигиенического мониторинга». В Правительство РФ представлен проект постановления об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге. К концу 1999г., по информации 53-х центров госсаннадзора, число специализированных структурных подразделений составило 441. В развитии закона необходимы проекты постановлений Правительства РФ об утверждении Положения о госсанэпидслужбе РФ и госсанэпиднормировании, приказы МЗ РФ об утверждении методических рекомендаций (Г. Г. Онищенко, 2000).

Кодекс эколого-гигиенического информационного поведения лечебно-профилактических учреждений, врачей для сохранения здоровья населения.

На основании проведенных автором исследований (1985—2001) были разработаны практические рекомендации для внедрения:

  • С целью сохранения жизни людей, индивидуального и общественного здоровья больших групп населения целесообразна разработка кодов информационного поведения органов управления, специализированных федеральных и региональных служб при кризисных, чрезвычайных ситуациях, внедрение алгоритмов в отраслевой и межотраслевой деятельности, кодексов правил в функциональной компетенции и деонтологии ряда профессиональных групп.
  • В качестве наиболее приемлемой организационно-правовой формы в регионах, обеспечивающей межведомственную координацию, учет территориальных особенностей, гигиеническую направленность рекомендаций целесообразны специализированные структурные подразделения региональных центров госсаннадзора, осуществляющие комплексный социально-гигиенический мониторинг и мониторинг окружающей информационной среды.

В системе здравоохранения на федеральном уровне целесообразно:

  • развитие, в том числе на основе компьютерных технологий, единой информационной системы с совершенствованием медико-статистических показателей учета и отчетности;
  • организация мониторинга за обусловленными окружающей информационной средой показателями здоровья в рамках функционирования социально-гигиенического мониторинга;
  • оптимизация системы информационного обеспечения населения, которая может базироваться на системе выявленных основных принципов и частных закономерностей информационной гигиены.

Разработанную комплексную поэтапную методологию (изучение аксиом и законов информационной экологии и гигиены — разработка кодов, алгоритмов и кодексов информационного поведения, подготовка и применение конкретных мер по производству, хранению, передаче, приему и анализу информации) с целью сохранения жизни людей, здоровья больших групп населения целесообразно использовать для:

  • дальнейшего на государственном уровне совершенствования правового, методического, научно-технического, медико-профилактического и организационного обеспечения информационной гигиены;
  • разработки целевых федеральных программ, формирования, раз вития и реализации концептуальной модели информационной политики, доктрины и государственной политики в области информационной безопасности Российской Федерации.

Систему выявленных аксиом и законов информационной экологии и гигиены, комплексную поэтапную методологию, разработку кодов, алгоритмов и кодексов информационного поведения целесообразно использовать в рамках международных гуманитарных программ по оздоровлению окружающей информационной среды и устойчивому развитию с целью сохранения жизни и здоровья населения.

О разработке и внедрении кодекса информационного поведения в деятельности органов государственного санитарного надзора и в психиатрической практике см. в Приложении 6.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.