ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Цели человека, нано-, микро-, миллисоциумов

Цели человека и философия миссии человечества.

Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2



назад в содержание

Человек должен развивать свой разум, чтобы понять себя, свое отношение к другим и свое место во Вселенной. Он должен постигнуть истину, сообразуясь со своей ограниченностью и своими возможностями. Он должен развить способности любви к другим, как и к себе, и почувствовать единство всех живых существ. Он должен обладать принципами и нормами, которые вели бы его к этой цели.

Эрих Фромм (1900— 1980)

Самую сильную черту отличия человека от животных составляет нравственное чувство, или совесть.

И господство его выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен».

Чарльз Дарвин (1809—1882)

Прогнозирование — метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.

В рассматриваемом случае интеллектуальных систем прогноз может касаться:

  • стратегии развития и формирования систем и их структур;
  • развития взаимоотношений между интелсистемами и их компонентами (демографические, экономические, конкурентные, социальные, информационные и пр.);
  • развития взаимоотношений с окружающей средой (продукты питания, энергетика, коммуникации, технологии и пр.);

Цель сложно навязать человеку, институту, государству и человечеству. Прогнозируемые цели в основном рождаются из потребностей, обусловленных закономерностями структурно-функционального развития, и мотиваций.

Мотивация. Известно из психофизиологии определение мотивации — эмоционально окрашенное стремление человека к удовлетворению ведущих потребностей. Кроме того, в менеджменте мотивация, как одна из четырех (наряду с планированием, организацией и контролем) основных функций управления, определяется как процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации (системы). Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Современные теории мотивации делают основной упор на определение перечня и структуры потребностей людей (табл. 5.3).

В менеджменте распространено моделирование мотиваций через потребности — осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта. Между тем, представленный в таблице анализ предпринятых за последние 100 лет попыток определить виды мотиваций и классифицировать их в психофизиологии (по Г. С. Чупров, 1997) и в менеджменте (М.Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури, 1999), по мнению автора представляет отрывочную не системную картину отдельных побуждений по конкретному индивидуальному опыту, жизненным ситуациям или потребностям (табл. 5.3).

Учитывая потребности в восприятии, анализе и отражении информации, а также историю человеческой цивилизации, образования, мировой науки и ученых сообществ, одной из мотиваций может быть также мотивация принадлежности интеллектуальной системе (или интеллектуальной элите) — побуждение, возникающее в связи с потребностью в восприятии, анализе и отражении информации, информационным инстинктом, интеллектуальной рефлексией, структурно-функциональными ноогенетическими закономерностями развития интеллектуальных систем, эволюционно-за-крепленной доминантой интеллектуальных систем и их подсистем.

С другой стороны, известен иной рациональный подход в регламентации побуждений к действию, касающийся этики и морали.

Заповеди поведения, мораль, этика. В исторический период рождения Христа, когда количество человечества находилось в промежутке 100—500 млн, было актуально и принято 10 заповедей (декалог) поведения человека (в других религиях — аналогичные правила, содержащие предписания по поведению).

Таблица 5.3. Виды мотиваций их особенности и классификации, принятые в психофизиологии и менеджменте

ВИДЫ МОТИВАЦИЙ, ИХ КЛАССИФИКАЦИИ И ОСОБЕННОСТИ АВТОР
Нарциссизм, стремление к сексуальному удовлетворению, стремление к выживанию, стремление к господству над окружающими, стремление к смерти, инцестуальное влечение, эдипов комплекс, индивидуальное бессознательное З.Фрейд
Любовь и ненависть, стремление к власти и стремление подчинить себя другим, наслаждение к чувственным удовольствиям и страх перед ними Э.Фром
Коллективные бессознательные побуждения К. Г. Юнг
Стремление к самоутверждению как компенсация возникшего в раннем детстве чувства неполноценности А. Адлер
Осознанные— неосознанные, врожденные— приобретенные, по качественным характеристикам В.Д.Шадриков
Концепция «экономического человека» А.Смит
Пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере частично, потребности нижнего Маслоу
Когда потребности низших уровней удовлетворены, включаются мотивации: потребность власти, успеха и принадлежности (социальная потребность) МакКлелланд
Гигиенические факторы (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны начальства) не дают развиться чувству неудовлетворенности работой. Для мотивации необходимо обеспечить воздействие факторов — ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей Герцберг
Теория ожидания: человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда — результаты», ожидания «результаты — вознаграждение» и валентности (т. е. относительной степени удовлетворения) Врум
Мотивация является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда порождает удовлетворенность, а не наоборот Портер-Лоулер

Но с того момента, за период в 2000 лет, к XXI веку, ситуация кардинально изменилась, более чем на целый порядок, — количество людей возросло в 10—100 раз.

Наметившееся формирование интеллектуальной системы человечества может предопределять, как за счет объективных закономерностей (ноогенеза, эволюции и экологии интеллектуальных систем), так и за счет морали (формы общественного сознания, выполняющей функции регулирования поведения человека) некоторое видоизменение общеприемлемых для людей целеустремленностей, этики и этологии (науки о поведении). Попробуем из вышеизложенного в книге определить прогнозируемые цели для человека, как носителя интелсистемы и компонента интелсисте-мы человечества, а также для социумов различной величины, составляющих иерархическую структуру интелсистемы человечества.

Цели человека (Homo sapiens sinergiosus (globalis)

(возможные цели нано-, микро-, миллисоциумов): Активно отражай объективную реальность — Мысли!

Стремись к размножению, особенно, «интеллектуальных» особей — Размножайся! Выбирай!

Всевозможно способствуй охране численности человеческой по-пуляции — Не убий, а охраняй!

Формируй ресурсы индивидуального и популяционного существования (продовольственные, пространственно-структурные, энергетические и пр.) — Заботься!

Развивай информационные коммуникации между компонентами (людьми) — Развивай!

Формируй автономность человечества — Формируй!

Переноси (по принципу фрактальности) закономерности развития мозга на развитие и формирование интелсистемы человечества; формируй иерархичность (например: человек—институт—государство—континент—человечество) — Строй систему!

Стремись к снижению потерь (энтропии) интеллектуальной энергии и к повышению эффективности полезных, здоровых информационных процессов; способствуй закреплению упрочению интеллектуального наследия, памяти, полезных знаний — Береги и накапливай!

Содействуй совместным (синергетичным) интеллектуальным процессам, и принятиям, решений, синхронности (когерентности) при их реализации — Параметрически управляй!

Способствуй формированию двухполярной асимметрии едино-функционирующей системы человечества — Стремись к двум полушариям — одному глобальному мозгу!

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.