ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Заключение

Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2



назад в содержание

До настоящего времени оставалось не определено есть или нет в эволюции человечества стремление к образованию автономной интеллектуальной системы. Сферы же актуальных прикладных прогнозов по времени и параметрам формирования интеллектуальной системы могут заключаться в областях:

  • количественно-качественных характеристик максимального предела населения Земли;
  • времени достижения максимума народонаселения, времени форми-рования автономной интеллектуальной системы человечества и возможного размножения;
  • предельных количественных уровней информационных потоков их объемов, скоростей реакций и качества интеллектуальных решений мозга и человечества;
  • закономерностей появления интеллектуальной системы человечества, построения иерархии, доминирования над неинтеллектуальными системами, потребления интеллектуальными системами из окружающей среды, условий их устойчивого функционирования, размножения и причин возможной смерти.

Важность решения проблемы «формулы интеллекта» обусловлена, в том числе актуальностью понимания интеллектуальной функции и самопознания человека, сравнительного анализа современных взаимодействий в интеллектуальной сфере, повышения эффективности интеллектуальной деятельности человека и прогноза развития интеллектуальной энергетики человечества.

Важное прикладное значение также имеют:

  • вскрытие коренных информационных причин и предупреждения отрицательных последствий конфликтов, разработка и внедрение концептуальных моделей информационной безопасности;
  • разработка идеологии (по правам и обязанностям человека как компонента интеллектуальной системы человечества, интеллектуальной миссии человечества, закономерностям информационной экологии) для широкого привлечения общественности к участию в формировании экологичного обмена, накопления, хранения, распространения значимой информации и системы знаний.

В связи с этим целью книги являлось — научное обоснование особенностей эволюции, биофизики, физиологии и экологии интеллектуальных систем, их развития, морфологического формирования, взаимодействий с окружающей средой. При этом реализовывалась и основная задача — обоснование особенностей закономерностей формирования информационной среды, целесообразности мониторинга и прогнозирования информационно-зависимого здоровья общества.

В научно-теоретическом плане этому может способствовать разработка в системе знаний фундаментальных наук социологии, экологии, физиологии, медицины, биологии, физики, математического моделирования таких направлений как: мотивация принадлежности интеллектуальной системе, доминанта интеллектуальных систем, информационный инстинкт, наследственность (память) интеллектуальных систем, ноогене-тика, пирамида интеллектуальной биомассы, рефлекс интеллектуальный, рецепты информационного продления жизни, фармакология ноотропная, феноптоз информационный, фотопериодизм интеллектуальный, эпидемиология информационно-зависимых заболеваний, Homo sapiens sinergiosus; итерация и когерентность интеллектуальная, синергетика интеллектуальная, фрактальная геометрия интеллектуальных структур, энтропия интеллектуальная.

Демонстрация конструктивности аналогии между интеллектуальной системой головного мозга человека и интеллектуальной системой человечества в целом открывает новые прогностические возможности для предупреждения опасных и неблагополучных стратегий развития, разработки и принятия профилактических мер на вызовы окружающей среды, против отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов.

Поиск параллелей между становлением человека и человечества может дать основу для уверенности, что интеллект человечества справится с проблемами, возникающими в ходе его эволюции и сможет выбрать стратегии устойчивого безопасного развития, сохранения здоровья, размножения и увеличения продолжительности жизни.

В научно-практическом плане для прикладного применения в реальной жизни актуально дальнейшее уточнение и разработка следующих направлений.

УЧЕНИЕ О НООГЕНЕЗЕ, ЭВОЛЮЦИИ И ЭКОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ, ТЕОРИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ

Интеллектуальные системы — совокупности взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов, объединенных в целое выполнением функции интеллекта, несводимой к функции ее компонентов. Признаки интеллектуальной системы: 1) взаимодействие со средой и другими системами как единое целое, 2) состоит из иерархии подсистем более низкого уровня, 3) способность логически и творчески активно отражать объективную реальность, целенаправленно, опосредованно и обобщенно познавать существенные связи и отношения вещей. К интеллектуальным системам I-го уровня относится мозг человека, II-го уровня — интеллектуальная система человечества в целом.

Ноогенез — это процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем (интеллектуальной эволюции). Основной ноогенетический закон: в эволюции человечества проявляются в кратком повторении отдельные черты филогенеза и в длительном повторении некоторые характеристики онтогенеза мозга человека. Критическое количество интеллектуальных компонентов (n ≥ 109), при его достижении может наблюдаться феномен ноореволюции — перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую автономно-интеллектуальную, разумную систему, способную к полноценным синер-гетическим актам ее компонентов и распространению интеллектуальной энергии во внешнюю среду.

Интеллектуальная энергия — количественная мера интенсивности взаимодействия компонентов интеллектуальной материи; способность интеллектуальной системы производить разумную деятельность, мыслительную работу или быть источником интеллектуальной силы, которая может производить работу; деятельная сила, соединенная с настойчивостью в достижении поставленной цели. Интеллектуальная энергия (Е), которой обладает и которую затрачивает интеллектуальная система находится в зависимости и характеризуется количеством информации (I), проводимой с ускорением (а) по коммуникационному пути (S) между определенным количеством интеллектуальных компонентов: Е = I • а • S.

Экология интеллектуальных систем — наука о закономерностях развития и формирования (ноогенезе) интеллектуальных систем их функционирования и взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены 39 закономерностей информационной экологии.

Законы двух полушарий интеллектуальных систем:

  • «двухполярность» — для интеллектуальной системы характерна двухполярность;
  • «асимметрии» — два полушария интеллектуальных систем стремятся к гармоничной асимметричности;
  • «два в одном» — два полушария интеллектуальной системы стремятся работать как единое целое (один мозг, один интеллект, одно глобальное сознание).

Теория интеллекта — как совокупность наблюдений и исследований, представляет собой: а) научное объяснение закономерностей развития и формирования природных интеллектуальных систем в ходе их эволюции и интеллектуальной системы человечества в процессе истории (ноогенез); б) логическое обобщение опыта и закономерностей взаимодействия интеллектуальных систем с окружающей средой (экология интеллектуальных систем); в) систему руководящих идей, закономерностей влияния информации на индивидуальное и общественное здоровье для разработки практических мероприятий по оздоровлению информационной среды (информационная гигиена), которые дают понимание объективной действительности информационного взаимодействия внутри интеллектуальных систем (энергия интеллектуальная), процессов активного отражения реальности в ходе познавательной и мыслительной деятельности и могут предопределять перспективные цели деятельности разума индивидуума и глобальной интеллектуальной системы макросоциума человечества.

ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА, ЗДОРОВЬЕ И ГИГИЕНА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Мониторинг окружающей информационной среды и информационно-зависимого общественного здоровья — необходим. Увеличение заболеваемости и инвалидности в связи с психическими расстройствами — прямо, а увеличение заболеваемости болезнями системы кровообращения, рост смертности и высокая доля в структуре смертности информационно-зависимых причин — косвенно связаны с неблагополучной в 90-е гг. XX века информационной средой в России и отрицательном ее воздействии на здоровье населения России. Асимметрия статистических показателей суицида в восточном и западном полушариях, может свидетельствовать о том, что в восточном полушарии в настоящее время идет напряженное испытание психосоциальной составляющей общественного здоровья.

Модели безопасного информационного поведения позволяют с применением законов информационной экологии преодолеть коренные информационные причины конфликтов, разработать такие концепции информационной безопасности как: код информационного поведения — сборник условных кратких обозначений и названий для оперативного информационного реагирования (в случаях дефицита времени в экстремальных, кризисных, конфликтных ситуациях); кодекс информационного поведения — систематизированных сводов законов, правил для руководства в повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Прогнозы показателей здоровья интеллектуальной системы человечества. Интеллектуальная система человечества: время созревания — наступит через 300—50000 лет; предел количеств людей на земле — 10 млрд — 1 триллион; вероятность размножения — около 100%; время размножения — наступит через 100 лет — 1 млн лет; продолжительности жизни — 10 млн лет; заболеваемость — вероятность 25% (в результате конфликтности внутри и между нано-, микро-, миллисоциумов); инвалидизация — в 3% случаев стратегий развития (1% населения погибает в результате деструктивных конфликтов за 100 лет); смертность — 100%; возможные причины смерти: смерть интеллектуальной системы в результате массовой гибели компонентов — 7%; внешнее воздействие — 10%; гибель всей биосистемы в результате нарушения внутренней экологии — 83%;самоубийства — 0,01%.

Размножение интеллектуальной системы человечества. Теоретически, интеллектуальной системе человечества внутри Солнечной системы можно по времени успеть размножиться (сформировать аналогичную автономную интеллектуальную систему) один-два раза. Человечество, как автономная интелсистема, возможно, будет стремиться размножиться и образовать ин-телсистему второго поколения в других частях Вселенной.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Особенности полового отбора на современном этапе. Умение говорить и понимать языковую речью, обладание «второй сигнальной системой» — продолжает, оставаться отличительным признаком, играющим решающую роль при половом отборе. Однозначна при половом отборе достоверность влияния, «вес» — степень значимости (спорности, надежности) полезных интеллектуальных навыков и разумных функционально-поведенческих отличительных признаков, распространившихся среди людей: грамотности, умения читать, писать, считать; наличие навыков получения и обмена информацией с помощью бумажных носителей; наличие навыков интенсивных информационных обменов и взаимодействия с помощью технических средств телекоммуникаций. Скорость рефлексии и интеллектуальных процессов одно из решающих качеств при половом отборе, что может подтверждать вектор стремления к ее увеличению в ходе эволюции.

Феномен нового вида человека. К феномену, не наблюдаемому у других видов живых организмов, и кардинально отличному от предыдущих характеристик, каждая из которых знаменовала появление нового вида человека (прямохождение, изготовление орудий труда, приготовление пищи на огне — 2600—1900 тыс. лет назад; захоронение усопших, художественное творчество 350—100 тыс. лет назад), относится взаимодействие.

К новым отличительным функциональным (поведенческим, информационно-интеллектуальным, деятельностным) навыкам (умениям, признакам, особенностям) можно отнести взаимодействия: письменное (время появления 7 тыс. лет назад), меновое (5 тыс.), через чтение-печатание (550 лет назад), посредством быстрого передвижения на расстояние (150), с помощью электро-энергетических сетей (150), через телефонную связь (130), через радиосвязь (НО), через виртуальные деньги (100), телевизионную связь (80), через Интернет (50), через сотовую связь (30); совместное, в рамках всей глобальной биологической популяции, использование средств и сетей энергетического, финансового, информационного взаимодействия, совместное принятие решений имеющих значение для всей земной цивилизации.

В течение длительного времени вид Человека разумного размножился и, через накопление информации и взаимодействие, формирует феномен автономной глобальной интеллектуальной человеческой популяции и информационную среду обитания, которые через половой отбор рекурсивно могут влиять на формирование вектора эволюции и появление нового вида — Человека взаимодействующего — Homo sinergiosus.

Происхождение жизни на Земле. Слабо вероятна возможность целенаправленного волевого заноса откуда-то из Вселенной на Землю био-ген-ного вещества, так как времени от момента образования Вселенной до появления жизни на Земле (по общепринятым оценкам) — недостаточно для завершенного цикла формирования внеземной автономной интеллектуальной системы. Происхождение разума (ноогония): жизнь и разум на Земле имеют земное происхождение. Интеллектуальная система человечества на Земле является интеллектуальной системой первого поколения во Вселенной.

Интеллектуальный менеджмент и политика — управление интеллектуальных систем и подсистем (нано-, микро-, милли— макросоциум), особенности системного и ситуационного подхода которого заключаются в реализации присущих для интелсистем характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, диссипативности, наследственности и памяти, когерентности, двухполярной асимметрии, синергично-сти), направленное на устойчивое и безопасное развитие.

Интеллектуальная миссия человечества — общие цели или задачи человечества, заключающиеся в формировании интеллектуальной системы и реализации присущих ей характеристик и функций (автономности, фрактальности, иерархичности, двухполярной асимметрии, синергичности и пр.); роль человечества, заключающаяся во взаимодействии со средой и другими системами на Земле и в космосе как единое целое.

Образование интеллектуальных систем 3-го уровня. В случае существования или последовательного зарождения, аналогичных планетарных интелсистем их взаимный поиск будет продолжаться для налаживания коммуникаций, достижения «критического количества интеллектуальных компонентов» и формирования интелсистемы Галактики или Вселенной.

Феноменология человечества. К феноменам, не наблюдаемым у других биологических популяций, можно отнести: появление биологического вида, обладающего синергией в рамках глобальной популяции; ее эволюция по закономерностям ноогенеза с достижением критического количества интеллектуальных компонентов, сети синапсов и автономности; наследование всей глобальной популяцией информации виртуальной и на материальных носителях; стремление глобальной популяции к ускорению информационной рефлексии; синергичное принятие решений и совместнодействие глобальной популяции; появление у популяции общих структур (рецепторов), воспринимающих информацию из различных сфер Земли и космоса.

Прикладное значение феноменологии человечества может заключаться в открывающихся возможностях: прогнозирования развития информационной сети между людьми и накопления ими информационного наследия; повышения эффективности интеллектуальных систем и использования интеллектуальной энергии популяции; разработки рекомендаций по завершению формирования и развитию деятельных органов человечества необходимых и достаточных для эффективных актов рефлексии глобальной популяции на вызовы окружающей природы и космоса.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.