ЛичностиЛермонтовПушкинДельвигФетБатюшковБлокЧеховГончаровТургенев
Разделы сайта:

Примеры разработки и обоснования моделей, кодов, алгоритмов, кодексов безопасного информационного поведения

Приложения.

Еремин А.Л. "Ноогенез и теория интеллекта" – Краснодар: СовКуб, 2005. – 356 с. ISBN 5-7221-0671-2



назад в содержание

Приложение 6. ПРИМЕРЫ РАЗРАБОТКИ И ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ, КОДОВ, АЛГОРИТМОВ, КОДЕКСОВ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ

(в деятельности лечебно-профилактических учреждений и врачей, при чрезвычайных ситуациях, в межнациональной и международной политике, внутренней и внешней государственной политике, информационной стратегии вооруженных сил, средств массовой информации и высших учебных заведений, журналистов и преподавателей, а также в сети Интернет)

Разработка и внедрение кодекса информационного поведения в деятельности органов государственного санитарного надзора осуществлялась на основе аксиом и законов информационной экологии и проведенных специальных медицинских исследований... Подготовленное информационное письмо «Современные эколого-гигиенические и медико-социальные особенности формирования окружающей информационной среды и ее влияния на индивидуальное и общественное здоровье населения» утверждено Главным государственным санитарным врачом Центра Госсанэпиднадзора в Краснодарском крае с рекомендациями использовать материалы для внедрения руководителям районных органов управления здравоохранением, главным врачам городских, районных центров Госсанэпиднадзора, медико-профилактических учреждений Краснодарского края.

Внедрение кодекса информационного поведения в психиатрической практике. Подготовленный примерный кодекс информационного поведения утвержден Главным психиатром Краснодарского края, внедрен в практическую деятельность Краевой клинической психиатрической больницы, преподавательскую деятельность и учебный процесс кафедры психиатрии факультета последипломной подготовки врачей Кубанской государственной медицинской академии, рекомендован для руководства специализированным учреждениям Краснодарского края и врачам-психиатрам (акт внедрения от 14. 06. 2000 г.).

Код и алгоритм безопасного информационного поведения при чрезвычайных ситуациях (политический, межнациональный кризис, экологическая катастрофа).

В опубликованных исследованиях автора (2001) анализ успешного применения информационно-экологического подхода проводился при преодолении экстремальной ситуация: регион страны при государственном перевороте, распад существующей политической системы, появление первых жертв гражданского противостояния, угроза здоровью населения.

19 августа 1991 года в Москве произошли экстремальные события, связанные с переделом политической власти, введением и перемещением по территории столицы военной техники, гражданскими волнения с участием вооруженных сил, при которых погибли люди. В результате в регионах, при дефиците информации, в условиях короткого промежутка времени создалась критическая ситуация, которая грозила повторением московских событий.

В сложившейся тогда ситуации, при недостатке информации и времени, на первое место выступала мотивация сохранения жизни горожан (что можно сопоставить с аксиомой 7, законами 6.4, 7.1). Моменты, связанные с промедлением для получения и анализа дополнительной информации отходили на второй план. Таким образом, теряла значимость информационная устойчивость (резистентность) и большее значение приобретала реактивность, а соответственно, — срочная оценка, производство и передача информации (табл. 4.1).

Свойство субъекта воспринимающе­го/производящего информацию

Функция субъекта по отношению к информации

Аксиома информаци­онной экологии №

Закон информаци­онной экологии №

Анализ, оценка,

3, 7

6.3., 6.4., 7.1., 8.2.

информации

Реактивность

Производство,

8

1.1., 2.3., 4.3.

Таблица 4.1. Схема кода информационного поведения при правительственном кризисе

Применительно к данной ситуации алгоритм информационного поведения политика в условиях кризиса с целью предупреждения гражданских и военных столкновений, возможно было представить следующим образом: срочный анализ информации — производство новой информации — адресное ее распространение — формирование системы субъектов, носителей новой идентичной информации.

В результате проведенных профилактических мер не было допущено в городе действий, которые могли бы привести к эскалации кризисной ситуации, обеспечена безопасность жизни и охрана здоровья горожан.

В другом опубликованном автором исследовании (2001) приводился анализ успешного применения информационно-экологического подхода при преодолении экстремальной ситуации: регион страны, межэтнический конфликт, погром представителей национальных меньшинств, появление первых жертв насилия.

К ноябрю 1992 года в Краснодарском крае сложилась ситуация, когда «парад суверенитетов» в соседних закавказских и северокавказских республиках продемонстрировал рост национального самосознания, что в немалой степени способствовало к образованию казачьих организаций в крае.

Между тем, волна миграции беженцев с территорий межнациональных конфликтов, вынужденных переселенцев с Кавказа и Средней Азии, экономических беженцев из закавказских республик, вместе с общей неблагополучной экономической ситуацией, могли способствовать росту недовольства среди отдельных слоев населения. В некоторых казачьих организациях в качестве виновников большинства бед и этнически «чужих» были обозначены армяне.

Свойство субъекта воспринимающего/ производящего информацию

Функция субъекта по отношению к информации

Аксиома информационной экологии №

Закон информационной экологии №

Резистентность

Прием, восприятие

1

2.1., 3.1., 3.2.

Анализ, оценка

3, 4, 7

6.3, 7.1., 8.2.

информации

Реактивность

Производство, передача

8

2.3., 4.3.

Таблица 4.2. Схема кода информационного поведения политика при конкретном экстремальном межэтническом конфликте

В ноябре 1992 года силами около 150 казаков Первомайского округа Екатеринодарского отдела Всекубанского казачьего войска в вечернее время была проведена «проверка паспортного режима» в общежитии Краснодарского политехнического университета. Акция была спланирована. По рассказам очевидцев, проводилась грубо, жестко, с насилием и даже грабежом. Казаки врывались в комнаты. Были факты «рукоприкладства». Некоторые студенты выпрыгивали из окон... «Проверке» без разбору подверглись в том числе адыги, иностранные студенты и другие лица «не русской внешности». На следующий день студенты-адыги вузов Краснодара, численностью около 300 человек, устроили митинг перед зданием краевой администрации.

Предлагается анализ разрешения кризиса в сопоставлении с информационно-экологическим подходом и выведением кода информационно-экологического поведения политика в конкретной кризисной ситуации.

В сложившейся ситуации, на первое место выступала мотивация сохранения жизни и здоровья горожан (независимо от национальности), межнационального согласия, взаимопонимания, добрососедства, а значит и социального благополучия лиц разной национальности, проживающих на данной территории. Преобладающее значение в кризисной ситуации приобретала информационная реактивность, а соответственно, — срочнаяоценка, производство и передача информации. Между тем, учитывая особенности вопроса межэтнических взаимоотношений, межнационального диалога и взаимопонимания, имели значение и информационная рези-стентность, восприятие и оценка информации.

Применительно к данной кризисной ситуации алгоритм информационного поведения политика с целью сохранения гражданского и межнационального мира и согласия можно было представить следующим образом: срочный анализ информации — производство новой информации — адресное ее распространение — формирование системы субъектов, носителей новой идентичной информации.

В результате проведенных в городе профилактических мер не было допущено действий, которые могли бы привести к эскалации межнационального конфликта, обеспечена безопасность жизни и охрана здоровья горожан.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000) подчеркивается, что сложившееся положение дел требует безотлагательного решения таких задач, как: разработка основных направлений государственной политики, федеральных целевых программ, критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности России, совершенствование нормативно-правовой базы, усиление ответственности должностных лиц, координация деятельности федеральных органов, развитие научно-практических основ, разработка и создание механизмов формирования и реализации, методов повышения эффективности, современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, и прежде всего используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами, создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время, расширение взаимодействия с международными и зарубежными органами и организациями при решении научно-технических и правовых вопросов обеспечения безопасности информации, передаваемой с помощью международных телекоммуникационных систем и систем связи, создание единой системы подготовки кадров в области информационных технологий и информационной безопасности.

Таблица 4.3. Конфликты начала XXI века

СТРАНЫ СТОРОНЫ, ВОВЛЕЧЕННЫЕ В КОНФЛИКТ
Азербайджан Азербайджанцы и армяне
Афганистан Пуштуны и таджики
Бельгия Валлоны и фламандцы
Босния Сербы и боснийцы
Грузия Грузины с абхазами, грузины с осетинами
Израиль Евреи (иудаисты) и палестинцы (мусульмане и христиане)
Индия Сепаратизм в штате Джамму и Кашмир и тамильский сепаратизм на юге
Ирак Арабы и курды
Испания Сепаратизм басков
Канада Сепаратизм во франкоязычной провинции Квебек
Кипр Турки и греки
Китай Сепаратизм на Тайване, в Тибете и Синьцзяне
Корея Северная и Южная
Мексика Индейцы и потомки испанцев
Молдавия Сепаратизм в Приднестровье
Пакистан Белуджи, пуштуны, пенджабцы и сикхи
Россия Осетины и ингуши, карачаевцы и черкесы, сепаратизм в Чечне
Румыния Венгры и румыны в Трансильвании
Северная Ирландия Католики и протестанты
Судан Мусульманский Север и христианский Юг
США Техас (часть населения выступает за выход штата из США)
Турция Турки и курды
Украина Восток и запад, сепаратизм в Крыму (русские и татары), в Закарпатье и Буковине
Филиппины Католики и мусульмане
Шри-Ланка Тамилы и сингальцы
Югославия Сербы и албанцы, сепаратизм в Черногории
Особняком стоит Черная Африка, где идет процесс становления национального, религиозного и расового самосознания
В странах Юго-Восточной Азии есть проблема взаимоотношений коренного населения и хуацяо-китайской диаспоры
В странах Центральной Азии славянское население в ряде случаев поставлено местными властями в положение людей второго сорта

Концептуальные модели и кодексы безопасной межнациональной информационной политики. В XX веке межгосударственные взаимоотношения продолжали колебаться от интеграции до разрушения: I и II Мировые войны — образование Европейского Союза; образование Союза Советских Социалистических Республик — его распад — образование Союза Независимых Государств; образование Лиги Наций — ее распад — образование ООН. Многочисленные межнациональные вооруженные конфликты в мире, развивающиеся вместе с этими флуктуациями и помимо них, роль информации в возникновении, предупреждении, разрешении межнациональных конфликтов и постконфликтном строительстве, возрастающая роль дипломатических переговоров и конфликтологии могут подтверждать актуальность информационной экологии в международных отношениях.

В современных исследованиях указывается, что накануне XXI века мир вступает в новую полосу этноконфликтной истории, а также подчеркивается особо важная роль информационных процессов в этническом конфликте и в эволюции противоречий между этническими группами, в зарождении и развитии межэтнического конфликта (В.А. Авксентьев, 1997). Это подтверждает опубликованная современная, далеко не полная картина вооруженных конфликтов (Д. Макаров, 2001), представленная в таблице 4.3.

По данным Департамента Общественной Информации ООН на начало 2001 года контингент миротворческих сил ООН составлял 30690 военных, 7 764 полицейских, 3 500 гражданских (United Nations Peacekeeping from 1991 to 2000. Statistical Data and Charts. UN DPI. — December, 2000). На проведение миротворческих операций в 15-ти регионах в 2000 году международным сообществом было затрачено 2,5 миллиарда долларов. Количество погибших из миротворческого контингента составило 844 за период 1948—1990 гг. и 814 — за 1991—2000гг.

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (2000) отмечается, что к числу основных объектов обеспечения информационной безопасности относятся, в том числе свобода мысли и слова (за исключением пропаганды или агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду); русский язык как фактор духовного единения народов многонациональной России; языки, нравственные ценности и культурное наследие народов Российской Федерации.

В третьем опыте, ранее опубликован автором анализ успешного длительного применения информационно-экологического подхода в деятельности политиков, конфликтологов с целью формирования благоприятной инфосферы для сохранения психического, физического здоровья и социального благополучия граждан.

Опытная ситуация: многонациональный регион страны (Краснодарский край — 5 миллионов жителей 127 национальностей), близость вооруженных межнациональных конфликтов (армяно-азербайджанский, осетино-ингушский, осетино-грузинский, абхазо-грузинский, чеченский), длительный социально-экономический кризис, опасность межнациональных конфликтов и погромов, угроза физическому, психическому и социальному благополучию населения региона.

На основании анализа более 70 конкретных примеров информационного поведения из 10-летней реальной деятельности Центра национальных культур, объединяющего 30 краевых национальных организаций, разработан и предлагается примерный Кодекс информационно-экологического поведения политика-конфликтолога с целью предупреждения межнациональных конфликтов, оптимизации мультикультурного диалога, сохранения здоровья многонационального населения региона: аксиомы информационной экологии №1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9,10; законы информационной экологи № 1.З., 2.1., 2.3., З.1., 3.2., 3.3., 3.4., 4.1., 4.2., 4.3., 5.1., 6.1., 6.2., 6.3., 6.4., 7.1., 7.2., 7.3., 7.4., 8.1., 8.2., 9.1., 10.1.

На основании вышеизложенного была разработана концептуальная модель информационной политики для формирования благополучной информационной среды и сохранения здоровья населения (табл. 4.4).

Из анализа результатов анкетирования по специально разработанному вопроснику 28 экспертов-респондетов — руководителей национальных объединений Краснодарского края, можно утверждать, что 65,5% положительных ответов (против 21,1% отрицательных) на вопросы из области межнациональной информационной среды, разработанных на базе основных 10-ти аксиом информационной гигиены подтверждали значимость информационной среды для психического и социального благополучия людей разных национальностей.

Таким образом, результаты опроса, а именно, количество положительных ответов экспертов, могут косвенно подтверждать корректность применения к межнациональным отношениям концептуальной модели информационной политики и прикладное значение аксиом информационной гигиены.

Свойство субъекта воспринимающе­го/производящего информацию

Функция субъекта по отношению к информации

Аксиома информа­ционной гигиены №

Закон информаци­онной гигиены №

Прием, восприятие

1,2,3,4,5,8

1.3., 2.1. ,3.1. ,3.2,3.3.,

информации

3.4., 4.2., 5.1, 6.1, 6.2,

6.3, 7.1. ,7.3, 7.4, 8.2.

Хранение

3,5,6,9

1.3,6.2,6.3,6.4,

7.1,7.2,9.1.

Анализ, оценка

3,7

4.3,6.1,6.2,6.3,

информации

6.4,7.1,7.2,7.3,

7.4,8.1,8.2.

Реактивность

Производство, пере-

1,2,4,5,8,10

1.3.2.1,2.3,3.1,3.2,

дача информации

3.3,4.1,4.3,5.1,6.1,

6.2,6.3,6.4,7.1,7.3,

7.4., 8.1. ,8.2., 9.1. ,10.1.

Таблица 4.4. Концептуальная модель безопасной информационной политики для формирования благополучной информационной среды и сохранения

Внедрение кодексов информационного поведения во внутренней и внешней политике. Разработанный экологический кодекс информационного поведения принят к внедрению в практическую работу Главного управления внутренней политики Администрации Президента Российской Федерации (письмо от 08.08.2000 № А 25-11-127);

Внедрение кодексов информационного поведения в информационной стратегии вооруженных сил Министерства обороны и Министерства внутренних дел РФ. Подготовлены и утверждены командиром Дивизии оперативного назначения на Северном Кавказе внутренних войск МВД РФ методические рекомендации «Эколого-гигиенический подход в информационном обеспечении личного состава, участвующего в межнациональных, локальных конфликтах» от 25.07.2000 №659;

С целью формирования информационной эколого-гигиенической стратегии для сохранения психического, физического и социального здоровья при предупреждении и разрешении межнациональных вооруженных конфликтов в условиях миротворческих операций, формирования единого информационного пространства среди многонационального личного состава вооруженных сил, постконфликтного строительства, планирования психогигиенических мероприятий при реабилитации личного состава, выведенного из локальных конфликтов, опубликован кодекс информационного поведения (К вопросу эколого-гигиенического подхода в информационной стратегии ВС РФ, участвующих в межнациональных конфликтах. Военно-морская и радиационная гигиена: итоги, достижения и перспективы развития. Доклады конференции. — СПб: ВМА, 2000. - С.256-259). Внедрение кодексов информационного поведения в международных, межнациональных отношениях. Результаты исследования социально-гигиенического информационно-экологического подхода, алгоритмы, коды и кодекс информационного поведения политика-конфликтолога методом организационного эксперимента применены в практической деятельности:

  • депутатской комиссии по межнациональным отношениям, связям с общественными объединениями и политическими партиями Краснодарского городского Совета народных депутатов (1990—1993);
  • Информационного центра «Лига Мира» (1996—2001); на развитие деятельности ИЦ «Лига Мира» Фондом Евразия дважды (1996,1997) выделялись гранты;

Правления Центра национальных культур (1992—2002). Международное признание опыта Центра национальных культур (ЦНК), в том числе при длительном применении информационно-экологического подхода в области межнациональных отношений, обеспечено присвоением статуса ассоциированного члена Департамента Общественной Информации ООН (с 1995), коллективного члена Международной Академии Информатизации (с 1995), внесением ЦНК в каталог Совета Европы и ЮНЕСКО (1996), отдельной публикацией опыта ЦНК Конгрессом местных и региональных властей Европы Совета Европы (1999), внесением «информационной экологии» в регистрационную форму повестки дня Всемирной конференции ООН «Форум тысячелетия», в качестве одной из актуальных тем (2000).

На ежегодных заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН происходит формирование того глобального информационного пространства, от которого зависит инфосфера международных отношений, а значит, мир на планете Земля и здоровье человечества. Главы государств — членов ООН на Саммите Тысячелетия.

Кодекс эколого-гигиенического информационного поведения средств массовой информации и высших учебных заведений, журналистов и преподавателей.

...Там, где начинается свобода печати — свобода мысли кончается.

(Максимилиан Волошин).

Феодализм победили пушки. Современный строй погибнет от чернил.

(Наполеон Бонапарт).

Чтобы свобода мысли не закончилась или современный строй не погиб, очевидно, среди журналистов, писателей, а в XXI веке и среди электронных средств массовой информации, среди учителей и образовательных учреждений должны существовать определенные соблюдаемые договоренности по информационному поведению в обществе.

Следует отметить мнение Комиссии по правам человека ООН, содержащееся в докладе ее Верховного комиссара (Экономический и Социальный Совет ООН от 26 февраля 2001 г.). Любое решение об ограничении какого-либо права или свободы должно приниматься с большой осторожностью. Следует всегда помнить, что право на свободу мнений и их свободное выражение является ценнейшим основополагающим правом, и что обеспечить его сохранение будет, возможно, весьма трудно, ввиду частых требований его ограничения. Международный пакт о гражданских и политических правах лишь в крайних случаях допускает ограничение прав с целью сохранения характера демократического общества. Кроме того, любое ограничение права на свободное выражение мнений даже в контексте права, должно быть пропорционально закрепленным в Пакте правам или ценностям, защиту которых призвано обеспечить такое ограничение.

Разработка и внедрение кодекса информационного поведения в журналистике и деятельности средств массовой информации были предприняты на базе выявленных закономерностей информационной экологии. Подготовленное письмо «К вопросу эколого-гигиенического подхода в информационном поведении средств массовой информации» утверждено деканом факультета журналистики Кубанского государственного университета, информационные материалы и рекомендации внедрены в учебный и учебно-исследовательский процесс факультета, а также в производственную практику в следующих региональных средствах массовой информации: Государственной телерадиокомпании «Кубань», региональных редакциях изданий «Аргументы и факты — Краснодар», «Кубанские новости», «Кубань сегодня» (акт внедрения от 26.06.2000г.).

С целью более широкого внедрения информационно-экологического подхода в деятельности средств массовой информации опубликованы аналитическое обоснование и разработанный кодекс информационного поведения (К вопросу эколого-гигиенического кодекса информационного поведения средств массовой информации. Экология и развитие стран Балтийского региона. Доклады 5-й Международной конференции. — СПб: МАНЭБ, 2000. — С.143—146).

С целью развития стратегии эколого-гигиеничных информационных обменов целесообразна работа в перспективе по подготовке Кодекса Интернета (кодекса чести, этического кодекса, «Кодекс информационного поведения оператора Интернета»). Интересно, что в связи с фактами злоупотребления сетью Интернет и даже использования в незаконных целях (размещение детской порнографии, ненавистнических заявлений, использование сети расистскими группами для налаживания контактов и пропаганды своих идей) Комиссия по правам человека ООН рекомендует провайдерам сети саморегламентироваться, отмечает значение стратегии общественного порицания, приветствует и призывает пропагандировать и поощрять политику нетерпимости к расистской информации.

назад в содержание

Главная|Новости|Предметы|Классики|Рефераты|Гостевая книга|Контакты
Индекс цитирования.