Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Пьер Абеляр
Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный представитель
Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории
философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая
изложена им в автобиографическом произведении "История моих бедствий". С
малых лет он почувствовал у себя тягу к знаниям, а потому отказался от
наследства в пользу своих родственников. Получил образование в различных
школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской
деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе.
Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их
роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы
вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди
было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в
монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их
переписки. Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого
себя", "Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская
теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с
произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками
античной культуры. Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение
веры и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической
философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой
верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр
- ревностный сторонник и адепт схоластической логики, диалектики,
которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и
заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем
совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством
диалектики. Абеляр определял веру как "предположение" о вещах,
недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с
природными вещами, познаваемыми науками. В произведении "Да и нет"
Абеляр анализирует взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии
и их сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В
результате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви,
христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в
основных положениях христианства, а лишь призывал к осмысленному их
усвоению. Он писал, что тот, кто не понимает Священного писания, подобен
ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в
музыке. Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы
подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности
философов, в критическом отношении к теологии. Взгляды Абеляра осуждены
церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил
свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В этой книге
он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын
и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.) В произведений
"Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он
пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические
позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а
крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин
полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не
существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, наоборот,
считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а
единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую
сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного
познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах,
имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе
чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи,
которые общи для многих предметов. В результате этого процесса
абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют
лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма
и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр
выступал против схоластических умозрительных и идеалистических
спекуляций в отношении знания, существовавших в то время. В произведении
"Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею
веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно
истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно
истинная религия. Только философия может достичь истины; она
направляется естественным законом, который свободен от всевозможных
священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит
нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют
еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные добавления к
естественному закону, которому следуют все люди, - совести. Этические
воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и
"Диалоге между философом" иудеем и христианином". Они находятся в тесной
зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции
Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои
поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение -
продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание
субъективной роли человека в познании. Деятельность человека
определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является
ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок -
такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека. В
соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники,
которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий,
так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не
были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками
христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими
моральными принципами. Абеляр подверг сомнению утверждение об
искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех
Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой
морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что
человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь
Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать
нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве
награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным
тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как
ересь.
|
|