Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Аврелий Августин
Аврелий Августин Блаженный (354-430) -, крупнейший средневековый
философ, виднейший представитель западных "отцов церкви". Он оказал
сильнейшее влияние на всю западноевропейскую жизнь средневековья. Годы
жизни Августина пересекаются с годами жизни Прокла и даже приходятся на
более ранний период, чем жизнь некоторых неоплатоников. Поэтому
некоторые исследователи полагают, что его творчество лучше рассматривать
в русле греческой философии. Более того, Августин пришел к христианству
через манихейство под воздействием трудов неоплатоников. В философии
Августина много от неоплатоников, однако душа его, сочинений
религиозный, не сорместимый с духом античной философии. Родина Августина
- город Тагаст (Северная Африка) - современный Алжир. Интерес к
философии у него появился под влиянием чтения трактатов Цицерона.
Августин оставил после себя богатое литературное наследство. Им написаны
десятки значительных произведений: "Против академиков", "О блаженной
жизни", "О бессмертии души", "Об учителе", "О свободе воли", "Исповедь",
"О граде Божьем" и др. По своим философским воззрениям Августин сначала
примыкал к манихейству - религиозному течению, исповедовавшему
противоположность добра и зла, света и тьмы, - но, разочаровавшись в
нем, примкнул к скептицизму академиков. После знакомства с Амвросием
Медиоланским, оказавшим на него большое влияние, и чтения трудов
неоплатоников Августин стал склоняться к христианству, которое принял в
387 г. Он развернул активную деятельность по распространению
христианского вероучения, что дало возможность исследователям его
творчества называть его "молотом еретиков". Религиозно-философская
система Августина представляет собой соединение библейского
мировоззрения с теми положениями неоплатонизма, которые приемлемы для
христианского вероучения. Центральный пункт философской системы
Августина - Бог, поэтому она исключительно теоцентрична. Согласно
Августину, Бог представляет собой высшую сущность, он - единственное в
мире, что не зависит ни от кого и ни от чего, все остальное определяется
и зависит от божественной воли. Первенство Бога над всем остальным имеет
для Августина большое философско-теологическое значение, так как в этом
случае он выступает причиной любого существования и всех изменений в
мире. Бог сотворил мир и продолжает постоянно творить его. Проблема
креационизма раскрывается Августином всесторонне и с различных сторон.
Августин стоит на позициях дуализма Бога и мира: природа и человек
созданы Богом и полностью зависят от него, Бог же от человека и природы
никак не зависит. Идея постоянного творения мира Богом приводит
Августина к концепции фатализма, что является характерной
чертой-августианизма. Все, что происходит в мире, совершается по воле
высшего существа - Бога, поэтому в мире само по себе ничего не рождается
и ничего не умирает. Даже развитие растений и животных предопределено
волей Бога, который трансцендентно определяет зарождение и развитие
индивидуальных существ. Это приводит к иррационалистическому
истолкованию действительности Августином, полагавшим, что таинственные,
непостижимые человеком явления природы вполне определяет воля Божья.
Креационистская доктрина Августина по-своему трактует природу и
человека. Для Августина весь органический мир не обладает
одушевленностью, не говоря уже о неорганическом мире. Душой обладает
только человек. Душа человека создается Богом и после этого существует
вечно. В работе "О величине души" он Пишет, что душа "не есть ни земля,
ни вода, ни воздух, ни огонь, ни соединение всех этих элементов или
также некоторых из них" [1, 2]. Августин понимает человеческую душу как
нематериальную сущность, как бестелесное образование. При этом он
считает, что человеческая нематериальная душа находится в материальном
теле человека, и здесь возникает проблема их взаимодействия, но не дает
ответа на этот вопрос. В произведении "О граде Божьем" он пишет: "Тот
способ, каким души соединяются с телами и становятся живыми существами,
в полном смысле слова удивителен и решительно непонятен для человека: а
между тем это и есть человек" [XXI, 10]. Разделяя тело и душу человека,
Августин отдает превосходство человеческой душе над телом. Он
рассматривает душу как "разумную субстанцию, приспособленную для
управления телом" [О величине души. XII, 22]. Августин наделяет душу не
только разумной способностью, но и способностью к волевой деятельности.
В воле Августин видел характерную особенность человеческого существа,
именно воля определяет человеческую активность, а не мышление, которое в
основном пассивно отражает предметы окружающего мира. Рассматривая
проблему человеческой воли, Августин приходил к утверждению о ее
свободе. В связи с проблемой Бога Августин должен был решать и проблему
теодицеи - проблему существования Бога-творца и зла в мире. В решении
этой проблемы он исходил из неоплатоновского подхода, рассматривавшего
зло не как нечто самостоятельное, а как недостаток добра. Августин
руководствовался текстом Священного писания, в котором говорилось, что
Верховный творец добр по своей природе и все, что творит, он творит по
образу и подобию своему. Поэтому Бог создает определенный порядок и
форму вещей в соответствии со своими идеями, которые являются образцами
для любой сотворенной вещи. Следовательно, зло - это просто отсутствие
добра, а не нечто самостоятельное. Здесь проявилось стремление Августина
снять ответственность за зло в мире с Бога, так как божественные идеи
творят только добро, а зло возникает вследствие искажения материей
божественного образа и уменьшения добра в вещах. В связи с проблемой
креационизма Августин рассматривал проблему времени, которая имеет
общефилософское, а не только теологическое значение. "Что такое время? -
спрашивал он в своей "Исповеди" и отвечал: - Пока никто меня о том не
спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать
ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик" [XI, 14, 17]. При
решении этого вопроса Августин прежде всего обращается к Богу и
полагает, что время не существовало до сотворенных Богом вещей, в
возникло вместе с ними по воле Божьей. Рассматривая проблему времени,
Августин утверждает, что при анализе времени мы впадаем в парадоксы.
Думая о природе времени, мы приходим к выводу, что его нельзя измерить,
так как прошлое время не существует, раз оно прошло, будущее время еще
не существует, так как т наступило, а настоящее время становится
прошлым, как только осуществляется. В конце концов Августин решает, что
время - это определенный вид протяженности, и то, что мы измеряем, когда
измеряем время, - это впечатления и отпечатки памяти. Обращаясь к своему
сознанию, он говорит: "В тебе, как я сказал, я измеряю периоды времени.
Я измеряю как время настоящие впечатления, которые вещи производят на
меня в то время, как они проходят мимо меня. Я не измеряю сами вещи, а
только впечатления, которые оставляют вещи, когда они проходят мимо
меня. Это есть то, что я измеряю периоды времени". Августин решает
трудность проблемы несуществования прошлого и будущего времени ссылкой
на впечатления, память и ожидания будущих событий. Подчеркивая
быстротечность и изменяемость окружающих вещей реального мира, Августин
указывал на вечность Бога, который не изменяем. Августин не обошел и
проблему соотношения веры и разума. Как и другие "отцы церкви", он
превозносит веру за счет разума. Им провозглашена формула: "верю, чтобы
понимать", которая выражала требование, чтобы вера предшествовала
пониманию. Веру Августин представлял себе не только как веру в авторитет
Священного писания, но и как веру в авторитет церкви. Однако в вопросах
познания он больше склоняется к рационализму. Признавая существование
чувственного восприятия предметов, Августин в то же время полагал, что
все это происходит в силу деятельности души, которая постоянно заботится
о своем теле. Он считал, что чувственное познание не способно дать
достоверного знания и только человеческий ум в состоянии преодолеть
скептицизм. Августа" утверждал, что человек не может сомневаться в своем
мышлении, и это является несомненным фактом. "Всякий, кто сознает, что
он сомневается, сознает это (свое сомнение) как некоторую истину" [Об
истинной религии. XXDC, 73]. Это положение часто рассматривают в
качестве аналогичного декартовского "Cogito, ergo sum" ("Я мыслю,
следовательно, существую"). Конечно, зерно рационалистического подхода к
познанию у Августина существует, однако отождествлять эти положения,
разделенные тысячелетием, нельзя, так как Августин не вкладывал в свое
положение того смысла, который Декарт вкладывал в свое "Cogito". Кроме
того, это положение следует рассматривать в системе августианизма,
который придавал божественному творчеству и божественному вмешательству
первенствующее значение в познании. Бог у Августина выступает "отцом
нашего озарения". Человек лишь пассивно воспринимает божественные идеи.
Познание настоящих истин происходят посредством божественного озарения.
В своих произведениях Августин много внимания уделял проблеме греха в
божественного предопределения. Бог, согласно Августину, творит только
добро, зло же, которым наполнен мир, всецело лежит на совести человека и
виновна в этом его свободная воля. Бог сотворил Адама и Еву свободными,
но они ввали в грех, вкусив запретного плода и нарушив запрет Бога.
Употребив свою свободную волю вопреки божественным заповедям, Адам
создал пропасть между человеком и Богом. Свободная воля постоянно
толкает человека на путь греха. Грех заключается в том, что человека
влечет к земным благам, он впадает в самонадеянность, воображает, что
может без помощи Бога жить в мире и овладевать им. Большинство людей
совершают греховные поступки вследствие того, что это уже предопределено
Богом. Только меньшинство совершает морально безупречные деяния, но
отнюдь не по своей доброй воле, а потому, что это предопределено свыше.
Так что большинство грешников не может рассчитывать попасть в Рай, ибо
на них не снизошла божеская благодать. В этом состоит понятие божеского
'предопределения: к добру человека направляет воля Бога, к греху человек
влечется сам через свою свободную волю. Свою доктрину Августин развивал
в борьбе с пелагианством -течением, которое отстаивал монах Пелагий.
Пелагий отрицал наследственность первородного греха Адама и
испорченность вследствие этого всего человечества. Он полагал, что
человек действительно обладает свободной волей, которая дает ему
возможность пойти по пути или добра, или зла, и здесь нет божеского
предопределения. Благодать Бога Пелагий видел лишь в помощи, которая
оказывалась Богом человеку в соответствии с его заслугами. Все это не
могли принять Августин и церковь, поскольку этим подрывались власть и
авторитет церкви. Пелагианство было в конце концов осуждено церковью.
Исходный пункт моральной доктрины Августина - безграничная любовь к
Богу. Именно любовь к Богу должна наполнять всю жизнь человека, должна
вытеснить любовь человека к человеку. Это Августин продемонстрировал
своей собственной жизнью, выгнав перед обращением в христианство свою
любимую жену с единственным ребенком. "Когда человек живет по человеку,
а не по Богу, он подобен дьяволу", - пишет Августин в "Граде Божием" [XIV,
4]. Отсюда проистекает аскетизм морального учения Августина, согласно
которому добродетель состоит в том, чтобы отказаться от большего
количества вещей, которыми живет обычный человек. В согласии с основными
положениями эллинистической философии Августин полагал, что цель
человеческой жизни - счастье человека, которое состоит в познании Бога и
испытании души. Августин защищал концепцию неравенства людей, которое
рассматривал как необходимое явление в социальной жизни общества.
Неравенство, полагал он, будет всегда в обществе и здесь бессмысленно
что-либо менять, так как богатство одних и бедность других обусловлены
божественным промыслом. Августин был один из первых, кто поставил в
своем творчестве проблемы-философии истории, сделав попытку объяснить
ход человеческой истории. В своей "Исповеди" он писал, что большинство
людей в своей ограниченной жизни "не обладают способностью проникать в
дух предшествующих веков и сопоставлять этот дух с духом настоящего
времени" [Ш, 7]. Интерес Августина к общим проблемам истории возник в
связи с разграблением Рима готами в 410 г. под руководством короля
Алариха. Понимание истории Августином является провиденциалистким, так
как власть и воля Бога распространяется не только на жизнь отдельного
человека, но и на все общество, его историю. циалистским, так как власть
и воля Бога распространяются не только на жизнь отдельного человека, но
и на все общество, его истерию. В своей философии истории Августин
проводил периодизацию истории земных обществ, которая у него состоит из
шести периодов по аналогии с шестью днями творения. Этими шестью
возрастами человеческой жизни у Августина являются: младенчество,
детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость. Первая эпоха
начинается с детей Адама и Евы и продолжается до потопа, а последняя
началась с прихода Христа и возникновения христианства и закончится со
вторым пришествием Христа и концом человечества. Для Августина все
происходящее в мире определяется борьбой двух царств: царства Божьего и
царства земного. Этим Августин переносил дуализм Бога и природы на
общественное развитие. Божье царство состоит из людей избранных, на
которых снизошла божественная благодать к спасению, земное царство
состоит из людей, которые обречены на греховную жизнь. В первом царстве
обитают те праведные люди, которые руководствуются в жизни только
любовью к Богу, во втором - те,, которые забывают о Боге. Однако на
земле общество перемешано из праведников и грешников, т.е. царства Божье
и земное соединены вместе. Августин подвергает критике все то в
обществе, что связано с земным царством. Он указывает на насильственный
характер государства, которое называет "великой разбойничьей
организацией". Августин осуждает все эгоистические стремления к
накоплению богатств, низменные страсти, попытки господствовать над
людьми. В то же время критика общества и государства ограничена его
теологическими воззрениями, так как, согласно Августину, любая власть,
даже самая плохая, возникает по воле Бога и осуществляет все то, что ей
предназначено провидением, т.е. поддерживает порядок и скрепляет
социальные узы. Августин противопоставляет государство и церковь. Если
государство - это царство греха и основано на любви только к самому
себе, то церковь основана на самоотверженной любви к Богу. Церковь - это
общество Христа и вне ее нельзя обрести спасение. Церковь - это
представитель царства Божьего на земле. Философия истории Августина при
всей своей теологичности заложила основы теории общественного прогресса.
История общества имеет начало и все время развивается по пути своего
совершенствования. Эта история имеет смысл и предназначение - победу
христианства во всемирном масштабе. В последующих концепциях социального
прогресса последний стал уже связываться не с прогрессом в деле
христианизации, а с прогрессом в развитии производства и наук.
|
|