Краткий словарь философских
персоналий
Рихард Авенариус
Рихард Авенариус (1843-1896) - швейцарский философ, один из главных
представителей эмпириокритицизма. Основные произведения: "Критика
чистого опыта" (1888-1890), "Человеческое понятие о мире" (1909),
"Философия как мышление о мире согласно принципу наименьшей меры силы"
(1913). Термин "эмпириокритицизм" означает "критика опыта". Это является
основным содержанием эмпириокритицизма, который свою задачу видит в том.
чтобы очистить опыт. выявить содержание "чистого опыта , свободного от
посторонних привнесений. Такую операцию по очищению опыта совершает
философия, в то время как конкретные науки постоянно накапливают знания
и тем самым примешивают к опыту посторонние элементы. По мнению
Авенариуса, опыт обычно смешан с некоторыми посторонними представлениями
- апперцепция-ми: ценностными (темематологическими) и
антропоморфическими. Первые представления связаны с тем. что мы
характеризуем предмет как хороший, красивый и т.п., что является лишь
нашей оценкой предмета, а не отражает его свойств. Ко вторым,
антропоморфическим, апперцепциям относятся мифологические представления
, (представления о некоем "Я", живущем в нашем теле), антропатические
представления (воздействие "страстей душ" на телесные движения
человека), интеллектуально- формальные представления Авенариус полагает,
что опыт состоит из нейтральных элементов, которые им понимаются как
ощущения. На пути очищения опыта ; Авенариус видит препятствие в виде
интроекции. под которой понимает процесс, когда человек приписывает
другим людям восприятия окружающих вещей, т.е. опыта и познания, и
вкладывание этих чувств и мышления в других людей. "И эта интроекция
есть то, что вообще из находящегося передо мной делает находящимся во
мне, из составной части (реальной) среды составную часть (идеального)
мышления, из дерева с его механической энергией - явление из той
материи, из которой сотканы сны [О предмете психологии. С. 22]. Таким
образом придуманный внутренний мир противополагают эмпирическому, миру
опыта. Интроекция происходит тогда, когда мы помещаем местонахождение
различных восприятии внутрь других людей, а тем самым - и в нас самих.
Получается, согласно Авенариусу, удвоение мира, при котором возникает
иллюзия, что, кроме мира вещей, которые непосредственно даны нам в
опыте, существует еще и мир представлений. которые находятся в душе
другого человека. Авенариус выступает против этого положения, считая,
что борется против идеализма. Он полагал, что нельзя "удваивать мир". Он
писал: "Мозг есть ни обиталище, ни местопребывание, ни орудие или орган,
ни носитель или субстрат мышления. Мышление не есть ни обитель, ни
повелитель, ни Другая половина или сторона и т.п., а также ни продукт,
ни физиологическая функция, ни даже вообще состояние мозга"
[Человеческое понятие о мире. С. 52]. Отвергая теорию интроекции,
Авенариус выдвигает концепцию "принципиальной координации", суть которой
состоит в том, что признается нерасторжимая связь познающего субъекта и
среды, т.е. без "субъекта нет объекта". Осуществляя процесс очищения
опыта, Авенариус выдвинул принцип "наименьшей меры силы". Он писал: "В
случае присоединения новых впечатлений душа сообщает своим
представлениям возможно меньшее изменение, или, другими словами, после
новой апперцепции содержание наших представлений оказывается возможно
более сходным с их содержанием до этой апперцепции. На новую апперцепцию
душа затрачивает лишь столько сил, сколько необходимо, а. в случае
множества апперцепции она отдает предпочтение той, которая совершает ту
же работу с меньшей затратой силы" [Философия как мышление о мире
согласно принципу наименьшей меры сипы.. С. 3].
|