Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Ибн Рушд Аверроэс
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) - арабский философ, завершающий
развитие арабоязычного аристотелизма. Он представляет философию, которая
получила развитие на крайнем Западе арабского государства - на
территории современной Испании и Северной Африки. Аверроэс родился в
Кордове и оставил после себя большое литературное наследство, прежде
всего философское. Это был энциклопедически образованный человек.
Прославился в основном комментариями к сочинениям Аристотеля, которого
превозносил очень высоко. За это получил прозвище "комментатор". О нем
говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". Наряду
с комментированием Аверроэс дал и свое толкование рассматриваемых
вопросов. Аверроэс написал много произведений, из которых наиболее
известное - "Опровержение опровержения". Этот труд - ответ на
"Опровержение философов" аль-Газали. В нем Аверроэс рассматривает вопрос
о соотношении философии и религии. Он показывает, что философия и
религия очень сходны в направленности своих обсуждений. "Философия - это
спутница и молочная сестра религии... Они спутники по природе, друзья по
сущности и врожденному предрасположению" Щит. по: Сагадеев А:В. Ибн
Рушд. М., 1973. С. 198]. И философия, и религия имеют предметом своих
изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно различными методами. Если
религия рассуждает о Боге риторически, используя образность, которая
проявляется в Коране, то философия пользуется доказательным способом,
т.е. наиболее адекватным. Однако это не означает, что между религией и
философией существуют противоречия. Просто религия познает буквальный
смысл, зафиксированный в Коране, а философия - внутренний, содержащийся
в Коране. Философия постигает истину путем аллегорического толкования
священных текстов. Хотя для Аверроэса характерен рационализм, он
стремился к философскому обоснованию не всех религиозных догматов, как
это свойственно Абеляру, а только общих положений, имеющих дело с
отношением мира и человека. Аверроэс также рассматривал центральный для
всего средневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли
мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно Аверроэсу, материальный мир
вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую
концепцию возникновения мира, Аверроэс не отказывается от
аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также признает
платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших по
отношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина
бытия - Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой
мыслящее само по себе мышление. Материя существует как постоянная
возможность форм, которые возникают из материи; материя и форма, для
Аверроэса, нераздельны и образуют единство. Индивидуальные души не
являются бессмертными, так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса
заключается в учении, что человек сам создает добро в соответствии со
своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает на том
свете - Ад или Рай. Авиценна Авиценна (Ибн Сина) (980-1037) - один из
крупнейших средневековых ученых-энциклопедистов. По происхождению
таджик, он жил в различных городах на территории Средней АЗИИ и Ирана,
занимая должности врача и визиря при различных правителях Востока.
Написал множество трудов, главные из которых - "Книга исцеления", "Книга
спасения", "Книга знания", "Книга указаний и наставлений" и др. Вслед за
Аристотелем Авиценна подразделяет знания на теоретические и
практические, которые называются так потому, что их предмет определяется
исключительно человеческими действиями. К практическим наукам относятся
этика, экономика, политика. Проблему сущности и существования Авиценна
решает в духе неоплатонизма: божественное бытие, называемое Авиценной
Необходимо сущим, порождает посредством эманации все многообразие
конкретного мира. В отличие от Платона он рассматривает материю за
пределами эманации. "Материя всегда предшествует существованию самой
вещи" [Ибн Сина. Данишнамэ. М., 1957. С. 171].Авиценна отрицал создание
мира Богом и полагал, что мир существует вечно вместе с Богом,
возникновение мира обусловлено эманацией из Бога множества конкретных
форм, проявления мира от единого постоянного существующего Бога. Здесь
он выступал против монотеистического креационизма в различных формах.
Авиценна стоит на позициях соотношения материи и формы, которые защищал
Аристотель. Материя и форма не могут существовать самостоятельно, они
тесно связаны между собой. В решении проблемы универсалий - одной из
основных в средневековой схоластике - Авиценна, руководствуясь
аристотелевским соотношением формы и материи, полагает, что универсалии
существуют и в вещах, и в человеческом уме, который извлекает их из
вещей, и даже до вещей, и после них. Авиценна не сомневался в
возможности познать мир, придавая большое значение логике и рассматривая
ее как введение к любой науке. Божественная деятельность осуществляется
по законам логики, имея тем самым интеллектуальный характер. Однако Бог
не руководствовался при этом какой-либо целью, что означает, что
развитие мира не носит фаталистического характера. В вопросах психологии
Авиценна идет вслед за Аристотелем и различает растительную, животную и
разумную душу. Особо он рассматривает человеческую душу и не отрицает ее
бессмертия. Однако он понимает это не в прямом смысле, а в философском,
отрицая возможность переселения душ - метемпсихоз.
|
|