Краткий словарь философских
персоналий
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ.
которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения
предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея,
Евклида, Аристотеля и др. Он писал: "Нам не следует стыдиться одобрения
и обретения истины, откуда бы она ни исходила... Истиной никого нельзя
унизить - наоборот, истина облагораживает всякого" [Избранные
произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М.,
1961. С. 59]. Он был близок к мутазилитам. Написал более 200
произведений, в частности "О первой философии", "Книгу о пяти
сущностях". С начала VII в. на огромнейшей территории от Туркестана до
Испании в результате арабских завоеваний образовалось многонациональное
теократическое государство - Арабский халифат. В этом государстве
больших успехов достигает развитие философии, в основном на основе
усвоения древнегреческой философской мысли. В нем параллельно со
схоластикой в V- XII веках развивается и арабская философия, но
совершенно по-другому по сравнению с развитием западноевропейской
схоластики. Аль-Кинди - крупнейший представитель этой арабской
философии. Аль-Кинди тесно связывал философию с естественнонаучными
знаниями и был убежден, что для того, кто хочет заниматься философией,
обязательно знание математики. Он дает рационалистическое толкование
философии, идя вслед за Аристотелем, полагавшим, что философия - знание
обо всем. Аль-Кинди - переводчик произведений Аристотеля и его
пропагандист. Он идет вслед за Аристотелем в учении о материи и форме,
но больше подчеркивает значение материи, рассматривая ее в качестве
главной сущности: "Материя такова, что если она упраздняется, то
упраздняется и прочее, но если упраздняется прочее, то сама она не
упраздняется" [Там же. С. 110]. Аль-Кинди - мусульманский философ, он
даже привлекает аристотелизм для обоснования и объяснения "единственного
Аллаха, великого и всемогущего" и в разъяснение того, что Аллах -
"действующая и целевая причина всего" [Там же. С. 55]. Он приписывает
Аллаху обладание божественным знанием, которого не может достичь
философия. Коран для аль-Кинди - вершина божественного откровения.
|