Краткий словарь философских
персоналий
Анаксимандр
Анаксимандр (ок. 610-546 до Р.Х.) - древнегреческий философ,
представитель милетской школы. Полагают, что он был товарищем и
родственником Фалеса. Ему приписывают авторство трактата "О природе", в
котором рассматриваются вопросы космогонии, метеорологии и других
натурфилософских областей знаний. Анаксимандр признавал в качестве
источника рождения всех вещей не "воду", не какое-либо отдельно взятое
вещество, а нечто беспредельное, которое бесконечно и неопределенно -
апейрон. Это первовещество, апейрон, с давних пор и именуется
"первоначалом" Анаксимандра. Апейрон, "природа беспредельного",
порождает противоположности теплого и холодного, сухого и влажного, а из
этих противоположностей образуются вещи. Анаксимандр полагал, что все в
мире изменчиво и текуче. В этом проявляется своеобразие воззрений
Анаксимандра, которое нашло свое более ясное выражение в учении о
происхождении и гибели бесчисленных миров, возникающих из апейрона.
Феофраст пишет: "Анаксимандр, друг Фалеса, утверждал, что в
беспредельном заключается всяческая причина всеобщего возникновения и
уничтожения. Из него-то, говорит он, выделились небеса и вообще все
миры, число которых бесконечно. Он объявил, что все они погибают по
истечении весьма значительного времени после своего возникновения,
причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех" [Маковельский
А. Досократики. Ч. 1. Казань, 1914. С. 38]. Большое значение имели
космологические и космогонические пред ставления Анаксимандра. Над
землею, по его мнению, существуют водная, воздушная и огненная оболочки.
Когда огненная оболочка разрывается, образуются кольца: солнечное,
лунное и звездное. Земля же подобна цилиндрическому отрезку колонны, она
неподвижна. Животные и люди возникли из высохшего морского дна, приняв
другую форму, когда перешли на сушу. Во взглядах Анаксимандра сочетались
мифологические и рационалистические воззрения.
|