Краткий словарь философских
персоналий
Ансельм
Кентерберийский Кентерберийский Ансельм (1033-1109) -
крупнейший представитель ранней схоластики. С 1093 г. он - архиепископ
Кентерберийский. Им написаны трактаты "Монолог" (1076), "Прибавление к
рассуждениям" (1077-78), "Диалог о грамматике", "Почему Бог является
человеком" (1094-98) и др. Еще при жизни Ансельма называли "вторым
Августином" за его авторитет как мыслителя. Основную проблему
христианской философии - соотношение веры к разума - Ансельм решает в
духе Августина, превознося веру за счет разума. Он говорил, что вера -
предпосылка знания: он размышляет не для того, чтобы верить, а верит,
чтобы понимать, разуметь. Сначала вера, а потом диалектическое искусство
разумения, рассуждения, которые предопределены верой. Т.е. разум,
согласно Ансельму, существует для того, чтобы оправдать веру своими
рациональными средствами. Посредством рационалистических рассуждений
Ансельм стремился обосновать доказательство бытия Бога, а также такие
догматы церкви, как идею творения мира из ничего, бессмертие и свободу
души и другие вероисповедные формулы. Во всех своих доказательствах
Ансельм исходил из основных положений реализма, утверждавшего
существование общего до вещей. Это положение было сформулировано еще
Платоном и в дальнейшем развито неоплатонизмом и некоторыми
представителями патристики, в частности Августином. Ансельм стоял на
позициях так называемого крайнего реализма, считавшего, что общее - это
нечто объективное, первичное и существует до и вне вещей, а единичные
вещи - это производное общего. На позициях крайнего реализма стояли
Эриугена, развивший пантеистическую концепцию на основе неоплатонизма, а
также Августин. Позиция Августина была дальше разработана Ансельмом.
Реализм понятий - необходимая часть всей христианской философии и
теологии, с его помощью религия обосновывала основные вероисповедные
догматы христианского вероучения. Так, первородный грех Адама мог быть
передан на все человечество только потому, что в Адаме заключалась
сущностная общность человеческого рода. Также и догмат Троицы содержал
утверждение о существовании божественной сущности, которая одновременно
выражается в трех лицах: Бога-отца, Бога- сына, Бога-святого духа.
Крайний реализм понятий привлекается Ансельмом для доказательства бытия
Бога, которое состояло в следующем рассуждении: поскольку понятие Бога
предполагает идею божественного совершенства, то значит Бог должен
обладать свойством существования, так как в противном случае это понятие
не мыслилось бы как понятие "Бог". Бог есть то, превыше чего и больше
чего нельзя ничего мыслить, значит Бог существует. Такое
рационалистическое рассуждение - от понятия Бога и его совершенства к
его существованию - имело под собой основания лишь в пределах крайнего
реализма понятий. Это доказательство бытия Бога называется
онтологическим и было впоследствии опровергнуто Кантом, который показал,
что существование не является предикатом, так как идея некоторого
существа, которое имеет свои предикаты как совершенные, не может быть
идеей существа, у которого одним из атрибутов является существование.
Против онтологического доказательства Бога выступал один из
современников Ансельма - монах Гуанило, который показал, что ход
рассуждений от понятия к существованию ошибочен, так как в этом случае
можно доказать существование любой выдумки. Например, можно обосновать
существование самого прекрасного острова на свете, если существование
выводить из его совершенства.
|