Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Аристотель
Аристотель (384-322 до Р.Х.) - величайший
древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее
эпоху в философии. Происходил из г. Стагиры (поэтому его часто называют
Стагиритом). Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя
Аминты Ш. В 367 г. до Р.Х., когда Аристотелю было семнадцать лет, он
уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую
Академию, став учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет до самой
смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем - в Метилену.
Через некоторое время он - воспитатель сына македонского царя Филиппа
Александра. Спустя три года Филипп умирает, Александр становится царем,
а Аристотель возвращается в Афины на пятидесятом году жизни после
двенадцатилетнего отсутствия. В Афинах создает школу под названием Ликей,
так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму
Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях
гимнасия, поэтому школу называли перипатетической (от греческого слова "перипатео"
- прогуливаюсь). После смерти Александра (323 г. до Р.Х.) в Афинах
произошло антимакедонское восстание. Аристотель всегда выступал за связи
с Македонией. Ему было предъявлено обвинение в "безбожии", но он не стал
дожидаться суда и уехал в Халкиду на о. Эвбея, где и умер через год в
322 г. до Р.Х. Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не
является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинно
аристотелевским. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на
несколько групп: логические труды под названием "Органон", куда входят
"Категории", "Об истолковании", "Аналитики", "Топика", "О софистических
опровержениях" книга о бытии "Метафизика" естественнонаучные
произведения - "Физика", "О небе", "О частях животных" и др.; этические
произведения - "Никомахова этика" трактат "Политика" работы по
риторике и поэтике - "Искусство риторики", "О поэтике". Перечень работ
Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности рассматриваемых
вопросов. Еще находясь в стенах платоновской Академии, Аристотель
расходился с Платоном в своих философских воззрениях. В последующем
подверг критике платоновскую теорию идей, что имело важное значение для
дальнейшего развития философии. Он полагал, что разделение на идеи и
вещи не имеет под собой рационального значения, так как идеи - это
просто копии чувственных вещей и тождественны им по содержанию.
Отделение идей от вещей приводит к тому, что это удваивает то, что
должно быть объяснено. Согласно Платону, вещи должны быть объяснены при
помощи идей, т.е., по Аристотелю, следует признать причинную зависимость
идей и вещей, но Платон отрицает какую-либо причинную зависимость между
ними. Идеи, по Платону, - это образцы вещей, но это образное выражение,
а не философское объяснение. Кроме того, поскольку вещь многообразна,
она должна иметь в таком случае несколько образцов, т.е. несколько идей.
Согласно Аристотелю, платоновская идея, являясь сущностью вещи, в то же
время оторвана от самой вещи, и тем самым получается, что сущность вещи
оторвана от самой вещи. Аристотель в своих философских рассуждениях
исходил прежде всего из признания существования объективного мира,
который материален. Исходя из своей критики платоновских "идей",
находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно
которой сущность находится в самих вещах. По Аристотелю, каждая
конкретная чувственная вещь представляет собой единство "материи" и
"формы". "Форма" понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма в то же
время нематериальна, но она не есть нечто внешнее по отношению к
материи. Материя и форма -это "то, из чего состоят вещи". Каждая вещь
выступает как оформленная материя. В качестве примера можно взять медный
шар, представляющий собой единство меди (вещества) и шаровидности
(формы). Противоположность "формы" и "материи" для Аристотеля
относительна. Медь может выступать материей по отношению к одному
предмету (например, шару) и формой по отношению к другому предмету
(например, физическим элементам). Медь может не быть оформленной, но в
то же время в потенции она содержит форму, как возможность. Т.е. форма -
есть реализованная возможность материи. Таким образом, у Аристотеля
происходит соотносительный переход от материи к форме и наоборот. Эта
иерархия форм приводит к высшей "форме", которая является последней и за
которой уже не следуют ни форма, ни материя. Последней формой выступает
перводвигатель, или Бог. Таким образом, материя и форма, у Аристотеля,
представляют собой единство, взаимосвязь, развитие же явлений он понимал
как оформление материи. Аристотель разработал оригинальное учение о
четырех видах причин. Он различает четыре вида причин: 1) материальную,
или материю; 2) формальную, или форму; 3) производящую; 4) конечную, или
цель. Материальная причина - это материя, она "обозначает входящий в
состав вещи материал, из которого, вещи возникают" [Аристотель.
Метафизика. V, 2, 1013а24-1013в21]. Формальная причина состоит в том,
что под воздействием формы материя превращается в действительность.
Производящая причина - это то, что создает вещи. "Так, например,
человек, давший совет, является причиной того, что делается, и то, что
изменяет - причина того, что изменяется" [Там же]. Целевую причину
Аристотель понимает в смысле, что что-то делается ради чего-то.
"Например, цель гулянья - здоровье". Теория причин Аристотеля может быть
объяснена примером, приводимым им самим: архитектор строит дом, в этом
случае материал - это материя, план дома - это форма, архитектор - это
производящая причина, а законченное здание - это цель. В вопросе
соотношения формы и материи он полагал, что материя пассивна и
бесформенна, а форма - активна, деятельна. Форма, таким образом,
превращалась в сущность бытия. Более того, форма рассматривалась как
такое начало, которое предшествует материи, ввиду того, что форма
деятельна, а материя пассивна. Проблема формы и материи ввела в
философию два очень важных понятия - это возможность и действительность,
которые имели огромное значение для последующего развития философии, так
как позволили на основе их применения решать проблему возникновения,
которое в этом случае объяснялось конкретными особенностями вещи. Эти
категории указывали на источник движения, рассматриваемый уже не как
внешний по отношению к вещи, а как лежащий внутри нее. Природа для
Аристотеля выступала как превращение возможности в действительность. Он
уподоблял жизнь природы человеческой деятельности, указывая, что подобно
тому, как скульптор создает из глыбы мрамора фигуру, превращая
возможности мрамора в реальность, так и в природе возможности семени
актуализируются в растении. Аристотель различал "первую" и "последнюю"
материи. "Первая" материя - это основа всякого бытия, она только
возможность, которая может выступить любой действительностью, но сама не
является действительностью, она только мыслится, образуя потенциальную
предпосылку существования. В отличие от "первой" материи "последняя"
представляет собой и возможность какой-либо формы, и в то же время
действительность, так как эта материя обладает определенными признаками
и о ней может быть высказано, сформулировано понятие. В рассматриваемом
ранее примере такой "последней" материей является медь, шар.
Рассмотренные выше вопросы о материи, форме, причинах охватывают область
так называемой первой философии как учения о неизменных и неподвижных
сущностях, хотя и в их связи с движением. Эти вопросы рассматриваются
Аристотелем в его "Метафизике", получившей свое название случайно, в
силу того, что в собрании Андроника Родосского, составившего список
произведений Аристотеля, эта работа находилась "после физики". Однако
слово "метафизика" получило в дальнейшем свой, особый смысл - как учение
о принципах бытия, не раскрываемых физикой, т.е. умозрительных,
онтологических положениях, из которых выводятся другие философские
положения. Аристотелем было сделано много ценного и важного в области
натурфилософии, физики, хотя последняя не отделена резкой границей от
первой философии. Физика Аристотеля - это не физика в современном
понимании, а те же общефилософские вопросы, но тесно связанные с
пониманием природы, т.е. натурфилософия. Конкретные физические вопросы
рассматриваются Аристотелем в трактатах: "Метеорологика", "О
возникновении и уничтожении" и др. Важный вклад в философию внесен
Аристотелем по проблеме понимания движения. Он различает четыре вида
движения: 1) возникновение и уничтожение; 2) качественное изменение, или
превращение свойств; 3) количественное изменение, т.е. увеличение или
уменьшение; 4) перемещение в пространстве. Главный из этих видов для
Аристотеля - движение в пространстве, которое выступает условием всех
остальных видов движения и к которому сводятся все остальные виды.
Исследуя движение в пространстве как таковое, Аристотель подразделяет
его на отдельные виды, а именно: 1) круговое движение; 2)
прямолинейность; 3) сочетание прямоугольного движения с круговым. Из них
основными видами движения являются круговое и прямолинейное. С учением
Аристотеля о видах движения связано его учение о физических элементах
природы. Он полагал, как и Эмпедокл, что природа состоит из четырех
элементов: огня, воздуха, воды и земли, каждый из которых
характеризуется сочетанием двух качеств, образующих два класса -
активные и пассивные качества. Огонь обладает качествами теплого
(активное) и сухого (пассивное), воздух - теплого (активное) и влажного
(пассивное), вода - холодного (активное) и влажного (пассивное), земля -
холодного (активное) и сухого (пассивное). Кроме перечисленных
элементов, существует, по Аристотелю, еще пятый - эфир, который
заполняет все мировое пространство и из которого состоят небесные тела.
По своей природе он отличается от других четырех элементов. Эфир
обладает свойством неизменности и совершенства. Для Аристотеля сочетание
четырех стихий, или элементов, в различных количественных соотношениях
образует сложное тело, в котором эти стихии проникают друг в друга и
растворяются друг в друге. В этом для Аристотеля выражались текучесть и
изменчивость явлений в природе, идея всеобщей связи вещей в окружающем
нас мире, идея взаимопереходов и взаимосцепления явлений. Однако эти
взгляды на природу не были результатом эмпирического изучения мира, а
являлись натурфилософскими положениями, выведенными из философской
системы, а потому зачастую приводившими к несоответствующим
действительности выводам. Так, например, если следовать Аристотелю,
меньшее тело, смешиваясь с большим, теряет свои свойства и принимает
свойства большего, и наоборот: смешав вино с водой, мы получим воду,
если воды больше, и вино, если вина больше. Аристотель выступал против
атомистики, считая, что неделимых частиц материи не существует так как
даже самая маленькая частица материи состоит из четырех элементов, в
противном случае эти частицы не обладали бы теми качествами, которыми
обладает все тело. Натурфилософские взгляды Аристотеля пронизывает
телеология. По Аристотелю, любое явление предполагает возможность
изменения и цель, к которой стремится это изменение. Реализацию,
осуществленность данной цели Аристотель называет энтелехией, являющейся
своего рода программой изменения. В живых организмах понятие цели
Аристотель связывает с понятием души. Но он переносит целесообразные
функции души на мир в целом. Для Аристотеля телеологичность определяет
целесообразный характер всего мирового процесса, который направляется к
единой цели. Целенаправленное движение природы осуществляется
бессознательно. Космология Аристотеля была шагом назад по отношению к
космологии атомистов и пифагорейцев. В центре мира находится неподвижная
Земля, она не совершает круговые движения, а стремится к центру мира.
Тем самым он отвергает гелиоцентрическую идею, в то время только
зарождавшуюся. Согласно Аристотелю, Земля, находясь в центре
шарообразного мира, сама имеет шарообразную форму. Вокруг Земли в
процессе вращения находятся сферы, на них закреплены планеты и небо со
звездами. Эта космологическая схема впоследствии была разработана
Птолемеем и принята всеми до открытия Николая Коперника. Большую роль в
истории философии сыграло учение о познании Аристотеля. Здесь он исходит
из положения, что независимо от человека существует объективный мир,
который материален, независим от познающего субъекта. Первая стадия
познания - чувственное познание посредством ощущений, которые являются
отражением внешнего мира, они - отпечатки форм познаваемых предметов.
Хотя ощущения представляют собой источник теоретического мышления, они
дают лишь знание единичного. Результатом повторяемости ощущений
выступают общие представления. Высшая ступень знания состоит не в
ощущениях, а в понятиях, в нахождении общего в отдельном, которое
осуществляется посредством теоретической деятельности мышления.
Аристотелю принадлежит заслуга в разработке вопросов логики. У него
впервые в древнегреческой философии мы находим трактаты, специально
посвященные логике. Для Аристотеля логика выступает прежде всего орудием
любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты,
логика - это своего рода наука о доказательстве, формах мышления,
применяемых при познании. Аристотель заложил основы логики как науки,
если понимать в данном случае науку не как особую отрасль знания, а как
совокупность методологических положений при исследовании. Основной метод
логики Аристотеля - сведение, состоящее в том, чтобы различать условия,
при которых осуществляются доказательства. Аристотель четко
сформулировал законы мышления: закон тождества (понятие должно
употребляться в одном и том же значении), закон противоречия
(предложения и суждения не могут быть истинными одновременно с их
отрицанием), закон исключенного третьего (если даны два
взаимопротиворечащих суждения, то при данных условиях истинным может
быть только одно). Большой вклад Аристотель внес в создание теории о
категорическом силлогизме. Он пишет: силлогизм - это речь, "в которой,
если нечто предположено, то с необходимостью вытекает нечто, отличное от
положенного в силу того, что положенное есть" [Аристотель. I Аналитика.
I, 246]. Из положения, что все люди смертны и Сократ -человек, вытекает,
что Сократ смертей. Силлогизм представляет собой вывод от общего к
частному, т.е. дедукцию. Но Аристотель признавал и индукцию - вывод от
частного к общему. Индукцию Аристотель рассматривал как путь познания
общего. В логике Аристотеля большое значение имела разработка им вопроса
об общих принципах доказательства. Первый принцип состоит в том, чтобы
доказательство осуществлялось последовательным рядом шагов, начиная с
аксиом, как наиболее очевидных утверждений. Второй принцип состоит в
принятии правил, которые гарантируют формальную правильность выводов.
Заслуга Аристотеля в том, что он определил общие принципы
доказательства, правила силлогизма как умозаключения, приводящего к
доказательству. Он дал определение суждения как формы мышления,
разработал всестороннее учение о категориях. Аристотель впервые
предложил классификацию категорий, которых насчитывал десять: 1)
сущность - основа всех остальных свойств; 2) качество; 3) количество; 4)
отношение; 5) место; 6) время; 7) положение; 8) обладание; 9)действие;
10)страдание. Аристотель - создатель не только логической науки, но и
психологии, представленной в трактате "О душе", где дается понимание
души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля,
представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе
находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели,
разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительной,
животной и разумной души, лежащей в основе деления - живых существ на
растения, животных и людей. Органическая часть философского наследия
Аристотеля - его взгляды по вопросам развития общества и государства. Он
отвергает проект "идеального государства" Платона и предлагает свою
теорию государства, основанного на рабовладении. Это государство, по
мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом
государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему
слою рабовладельцев. "В каждом государстве мы встречаем три класса
граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине
между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и
середина -.наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний
достаток из всех благ всего лучше" [Политика. I, 9, З]. Рабство как
явление Аристотель считал существующим от природы. Он рассматривал раба
"говорящим орудием", который принадлежит господину, являющемуся
"общественным животным". Аристотель выделял следующие формы государства:
монархию, аристократию, политик? (это все нормальные формы) и тиранию,
олигархию, демократию (ненормальные). Наиболее совершенной формой
государственного устройства для Аристотеля представлялась политая. Он
стоял за устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал:
"Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они
представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?"
[Там же. Ш, 6, I]. Вместе с тем он считал, что значительное богатство -
результат противоестественного способа его приобретения, который
"противен человеческому разуму и государственному устройству".
Социально-политические взгляды Аристотеля тесно переплетаются с его
взглядами на мораль. Полагал, что государство, которое он не отделял от
общества, должно требовать от члена общества добродетельного поведения,
без чего невозможна жизнь последнего. Добродетели у Аристотеля
разделяются на этические, основанные на привычке и обычае, и
дианоэтические - разумные, основанные на рассуждении. Этические
добродетели деятельны, дианоэтические - созерцательны, хотя и связаны с
поведением. Поэтому этику Аристотель называл практической философией.
Добродетельный член общества стремится избегать чрезмерности во всех
отношениях, так как нравственность состоит в соблюдении определенной
меры. Среди добродетелей Аристотель особо выделяет справедливость. Для
него справедливость бывает двух видов - уравнительная и
распределительная. Первый вид справедливости относится к благам
отдельных лиц и имеет отношение к обмену в соответствии с количеством и
качеством труда. Второй вид имеет дело с общими благами и направлен на
разделение благ в соответствии с достоинствами граждан. Этику Аристотель
характеризует как проповедь активной деятельности человека. Он отвергает
стремления к власти и наслаждениям. Такая жизнь - паразитическая и
животная, и он называет ее "рабским образом мышления". Заслуживающей
внимания считает жизнь, которая характеризуется как практическая
(политическая) или теоретическая (познавательная) деятельность. Надо, по
его мнению, не только знать, что такое добродетель, но и действовать
согласно с нею. Аристотелю принадлежит значительный вклад в античную
эстетику. Для него искусство имело познавательное значение, и в этом он
резко расходился с Платоном, который разделял и противопоставлял
искусство и познание. Искусство, как считает Аристотель, воспроизводит
действительность, используя при этом все возможности творчества. Высшим
видом искусства для Аристотеля выступала трагедия, которая путем
катарсиса очищает человека и облагораживает его чувства. Творчество
Аристотеля в области философии и науки считается вершиной античной
мысли. Он подвел итог развитию целого периода в древнегреческой культуре
- с ее начала вплоть до IV века до Р.Х. Ему принадлежит заслуга в
систематизации знаний и выделении ряда научных областей, которые в
последующем стали отпочковываться в самостоятельные направления.
|
|