Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Николай
Александрович Бердяев
Николай Александрович Бердяев (1874-1948)
- крупнейший русский философ первой половины XX в. Он родился в Киевской
губернии. Поступил на юридический факультет Киевского университета, но в
1898 г. был арестован как участник социалистического движения. В
молодости - марксист, но вскоре разочаровался в Марксе и заинтересовался
философией Вл. Соловьева, а затем разработал свое собственное
миросозерцание. В 1922 г. по идеологическим причинам был выслан из
Советской России за границу, вместе с другими представителями русской
интеллигенции. После этого жил в Берлине, затем переехал в Париж. В 1926
г. основал журнал "Путь" и был его главным редактором до 1939 г. Бердяев
написал огромное количество книг и статей. Библиография его произведений
сама составляет целый том объемом в 10 печатных листов. Наиболее
значительные философские произведения Бердяева следующие: "Субъективизм
и идеализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.
Михайловском" (1900), "С точки зрения вечности" (1907), "Философия
свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916),
"Философия неравенства" (1923), "Смысл истории" (1923), "Философия
свободного духа, христианская проблематика и апологетика" (1929),
"Судьба человека (опыт парадоксальной этики)" (1931), "Русская мысль:
главные проблемы русской мысли в девятнадцатом я начале двадцатого
столетия" (1946), "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Его
произведения переведены на многие языки мира. Основная тема трудов
Бердяева - духовное бытие человека. По его мнению, духовность человека
тесно связана с божественной духовностью. Его учению противоположны
концепции теизма и пантеизма, являющиеся выражением натуралистической
религиозной философии. В основе определенного мировоззрения, по мысли
Бердяева, лежит соотношение духа и природы. Дух - это название для таких
понятий, как жизнь, свобода, творческая деятельность, природа - это
вещь, определенность, пассивная деятельность, неподвижность. Дух не
представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность, его
познание осуществляется с помощью опыта. Природа же - нечто объективное,
множественное и делимое в пространстве. Поэтому к природе относится не
только материя, но и психика. Бог выступает как духовное начало.
Божественное иррационально и сверх рационально, оно не нуждается в
рациональном доказательстве своего существования. Бог находится за
пределами естественного мира и выражается символически. Бог сотворил мир
из ничто. Ничто - это не пустота, а некий первичный принцип, который
предшествует Богу и миру и не содержит никакой дифференциации, первичный
хаос (Ungrund). Это понятие Бердяев заимствовал у Якоба Беме,
отождествляя его с божественным ничто. Порождение мира у Бердяева тесно
связано с его решением проблемы свободы. Для Бердяева существует три
вида свободы: первичная иррациональная свобода (произвольность),
рациональная свобода (исполнение морального долга), свобода, пронизанная
любовью к Богу. Иррациональная свобода содержится в "ничто", из которого
Бог создал мир. Бог-творец возникает из божественного ничто, а уже потом
Бог-творец создает мир. Поэтому свобода не создается Богом, так как она
коренится уже в божественном ничто. Бог-творец не ответственен за ту
свободу, которая порождает зло. "Бог- создатель, - пишет Бердяев,
-является всемогущим над бытием, над сотворенным миром, но у него нет
власти над небытием, над несотворенной свободой". Во власти свободы
создавать и добро и зло. Поэтому, по мнению Бердяева, действия человека
абсолютно свободны, так как неподвластны Богу, который не может даже их
предвидеть. Бог не оказывает никакого влияния на волю человеческих
существ, поэтому не обладает всемогуществом и всеведением, а лишь
помогает человеку в том, чтобы его воля становилась добром. Если бы дело
обстояло не таким образом, то Бог был бы ответственным за зло,
совершаемое на земле и тогда бы теодицея не была бы возможна.
Религиозная философия Бердяева тесно связана с его социальными
концепциями, а связующим звеном выступает личность и ее проблемы.
Поэтому в своих произведениях Бердяев много внимания уделяет
рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего
того, что связано с личностью. Для Бердяева личность не является частью
общества, наоборот, общество - часть личности. Личность - это такой
творческий акт, в котором целое предшествует частям. Основа человеческой
личности - бессознательное, восходящее через сознательное к
сверхсознательному. В человеке постоянно существует божеское, а в
Божестве - человеческое. Творческая деятельность человека - это
дополнение к божественной жизни. Человек представляет собой
"двойственное существо, живущее как в мире феноменов, так и в мире
ноуменов" [Опыт эсхатологической метафизики. С. 79]. Поэтому и возможно
проникновение ноуменов в феномены, "мира невидимого - в мир видимый, мир
свободы - в мир необходимости" [С. 67]. Это означает победу духа над
природой; освобождение человека от природы - это победа его над рабством
и смертью. Человек - прежде всего духовная субстанция, которая не
является объектом. Человек имеет большую ценность, чем общество,
государство, нация. И если общество и государство ущемляют свободу
личности, то его право оградить свою свободу от этих посягательств.
Бердяев рассматривает существующую в обществе этику как узаконенные
нравственные правила, которым подчиняется повседневная жизнь человека.
Но эта узаконенная этика, "этика закона", этика узаконенного
христианства наполнена условностями и лицемерием. В этике он видит
садистские наклонности и нечистые подсознательные мотивы своих
требований. Поэтому не отменяя и не отбрасывая эту повседневную этику,
Бердяев предлагает более высокую стадию нравственной жизни, которая
основывается на искуплении и любви к Богу. Эта этика связана с
появлением Богочеловека в мире и проявлением любви к грешникам. В мире
существует иррациональная свобода, которая коренится в Ungrund, а не в
Боге. Бог вступает в мир, в его трагедию и хочет помочь людям своей
любовью, стремится добиться единства любви и свободы, что должно
преобразовать и обожествить мир. "Бог сам стремится к тому, чтобы
страдать с миром" [Т. l.C. 251]. По Бердяеву, исторический процесс
развития общества - это борьба добра и иррациональной свободы, это -
"драма любви и свободы, развертывающаяся между Богом и Его другим Я,
которое он любит и для которого Он жаждет взаимной любви" [Смысл
истории. С. 52]. "Три силы действуют во всемирной истории: Бог, судьба и
человеческая свобода. Вот почему история является столь сложной. Судьба
превращает человеческую личность в арену иррациональных сил истории...
Христианство признает, что судьба может быть преодолена только через
Христа" [Опыт эсхатологической метафизики]. Победа иррациональной
свободы приводит к распаду действительности и возвращению к
первоначальному хаосу. Выражение победы иррациональной свободы -
революции, которые представляют собой крайнюю степень проявления хаоса.
Революции не создают ничего нового, они лишь разрушают уже созданное.
Только после совершения революции, в период реакции происходит процесс
творческого преобразования жизни, но любые проекты, основанные на
принуждении, терпят провал. В современную эпоху, стремящуюся к
освобождению творческих сил человека, природа рассматривается как
мертвый механизм, который следует подчинить себе. Для этого используются
все достижения науки и техники. Машинное производство поставлено на
службу человеку с целью борьбы с природой, но эта машинная техника
разрушает также и самого человека, потому что он утрачивает свой
индивидуальный образ. Человек, руководствуясь нерелигиозным гуманизмом,
начинает терять свою человечность. Если человек отвергает более высокий
нравственный идеал и не стремится к осуществлению в себе образа Бога, то
становится рабом всего низменного, превращается в раба новых форм жизни,
основанных на принудительном служении личности обществу для
удовлетворения своих материальных нужд, что достигается при социализме.
В принципе Бердяев не против социализма, но он за такой социализм, при
котором "будут признаны высшие ценности человеческой личности и ее право
на достижение полноты жизни" [Бердяев Н.А. Проблемы человека]. Но это
всего лишь социалистический идеал, отличающийся от реальных проектов
построения социализма, которые при их осуществлении порождают новые
противоречия в общественной жизни. Тот реальный социализм, который
стремятся претворить в жизнь, по мнению Бердяева, никогда не приведет к
установлению прокламируемого им равенства, наоборот, породит новую
вражду между людьми и новые формы угнетения. При социализме, даже если
он устранит голод и нищету, никогда не будет решена духовная проблема.
Человек все равно будет "лицом к лицу, как и раньше, с тайной смерти,
вечности, любви, познания и творчества. Действительно, можно сказать,
что более рационально устроенная общественная жизнь, трагический элемент
жизни - трагический конфликт между личностью и смертью, временем и
вечностью - будет возрастать по своей напряженности" [Он же. Дух и
реальность]. Много внимания в своих произведениях Бердяев уделял России.
Он писал что "самим Богом предназначено, чтобы Россия стала великим
целостным единством Востока и Запада, но по своему действительному
эмпирическому положению она представляет собой неудачную смесь Востока и
Запада". Для Бердяева беды России коренятся в неправильном соотношении в
ней мужского и женского начал. Если у западных народов мужское начало
возобладало в основных силах народа, чему способствовал католицизм,
который воспитал дисциплину духа, то "русская душа оставалась
неосвобожденной, она не осознавала каких-либо пределов и простиралась
беспредельно. Она требует всего или ничего, ее настроение бывает либо
апокалипсическим, либо нигилистическим, и она поэтому неспособна
воздвигать половинчатое "царство культуры". В книге "Русская мысль"
Бердяев описывает эти черты национальной русской мысли, которые
направлены на "эсхатологическую проблему конца", на апокалипсическое
чувство надвигающейся катастрофы. Философия Бердяева представляет собой
наиболее яркое выражение русской философии, в которой сделана очередная
попытка выразить христианское мировоззрение в своей оригинальной форме.
|
|