Краткий словарь философских
персоналий
Аниций
Манлий Торкват Северин Боэций
Аниций Манлий Торкват Северин Боэций (ок.
480- 524) - один из последних крупных философов поздней античности. В
V-VI веках Западная Римская империя прекратила свое существование. В 493
г. король остготов Теодорих захватил Северную Италию и образовал
остготское государство, что способствовало стабильной политической
обстановке в этом районе и привело также к оживлению экономической
ситуации. Получила развитие культура. В этих условиях и протекала
деятельность Боэция. Он занимал при Теодорихе значительные
государственные посты, стал консулом в Равенне. Но это возвышение
закончилось падением. После обвинения в предательских связях с Византией
был заключен в тюрьму и казнен. "Последний римлянин", как его называли,
прожил недолгую жизнь - всего около 45 лет, - но сумел сделать очень
много для развития философии, его идеи служат своего рода мостом,
соединяющим наследство античности с западноевропейским средневековьем.
Боэцию принадлежит большое литературное наследство. Им написаны труды:
"О музыке", "О святой Троице" (где он выступает против арианства), "О
католической вере", "Утешение философией" (написанное в тюрьме перед
казнью). Боэций много сделал в области переводов с греческого языка на
латинский произведений греческих философов и ученых. Он перевел
логические труды Аристотеля "Об истолковании" и "Категории" с
"Введением" Порфирия (которое в литературе часто упоминается под
древнегреческим названием "Исагога"); первые четыре (из тринадцати)
книги Евклида, правда без доказательств, что значительно снизило научный
уровень последующей средневековой науки- "Основания арифметики" Никомаха.
Эти переводы сыграли свою значительную роль в распространении философии
и образованности в средневековье. Порфирий во Введении к "Категориям"
Аристотеля обращает внимание на проблему соотношения общего и единичного
и их существования - существуют ли они самостоятельно или только в
мыслях. Боэций дает свой комментарий на эти положения Порфирия в духе
Аристотеля: общее возникает в уме на основе тех общих свойств, которые
присутствуют в единичных вещах. Эта проблема соотношения общего и
отдельного благодаря произведениям Боэция стала предметом тщательного
исследования в средневековой философии. Основное произведение Боэция,
принесшее ему всемирную известность - "Утешение философией". В нем он
пытается решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С
одной стороны, если Бог все предвидит, то свободы воли не существует. С
другой - свобода человека, его воли все-таки существует, а это подрывает
способность Бога проникать в мрак будущего. Это видимое противоречие
Боэций объясняет тем, что знание Богом наших будущих действий, их
предвидение, не является необходимой причиной этих самых действий. В
своей книге Боэций наставляет читателя, чтобы он уклонялся от зла, свое
сердце устремлял к добродетели, а ум - к истине.
|