Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Сергей
Николаевич Булгаков
Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) -
крупный религиозный русский философ, прошедший сложный путь своего
мировоззренческого развития. Родился в Орловской области в семье
священника. Слушал несколько курсов на юридическом факультете
Московского университета. В 1901 г. - профессор политической экономики
Киевского политехнического университета, в 1906 г. - доцент Московского
университета. В 1911 г. вышел в отставку вместе с другими профессорами в
знак протеста против действий правительства, ущемляющих университетскую
автономию. В 1918 г. принял сан священнослужителя. В 1922 г. выслан
советским правительством вместе с другими учеными, философами и
писателями из России. Сначала жил в Праге, затем в Париже. Сергей
Булгаков в молодые годы придерживался марксистских взглядов, как и
другие русские философы: Бердяев, Франк. Затем отошел от марксизма к
идеализму, написав книгу "От марксизма к идеализму" (1904), а
впоследствии перешел уже на позиции религиозной философии, пережив перед
этим период увлечения философией Вл. Соловьева. Основные работы
Булгакова следующие: "Два града" (1911), "Философия хозяйства" (1912),
"Свет невечерний" (1917), "Неопалимая купима" (1927), "Трагедия
философии" (1927, на немецком языке), и другие православные
произведения. В сборнике статей "Два града" Булгаков объясняет свой
переход от марксизма к православию. Он пишет, что, "начав чистым
общественником, но подвергая исследованию основу идеалов общественности,
я познал, что эта основа - в религии. Есть ли Добро, есть ли Правда?
Другими словами, это значит: есть ли Бог?" [Два града. Т. I. С. VII].
Булгаков подвергает критике марксизм, но прежде всего он критикует
предпосылки, на которых возник марксизм - философию Фейербаха, а затем
переходит к критике самого марксизма в статье '"Карл Маркс как
религиозный тип". Для марксизма, пишет Булгаков, "люди складываются в
социологические группы, а группы эти чинно и .закономерно образуют
правильные геометрические фигуры, так, как будто кроме этого мерного
движения социологических элементов в истории ничего не происходит, и это
упразднение проблемы и заботы о личности, чрезмерная абстрактность есть
основная черта марксизма" [С. 75]. Булгаков в своей критике
противопоставляет марксизм и религию. Он пишет: "Христианство побуждает
личность, заставляет .человека ощущать в себе бессмертный дух,
индивидуализирует человека, указывая для него путь и цель внутреннего
роста, социализм его обезличивает, поскольку он обращается не к душе
индивидуальности, но к ее социальной коже, сводя наличное содержание
личности всецело социальным рефлексам" [Т. II. С. 30]. Марксизм
упраздняет индивидуальность и превращает человеческое общество "в
муравейник или пчелиный улей" [Т. I. С. 94]. По словам Булгакова,
религиозный характер марксизма, а также его материалистическая струя
"представляют собой поэтому воплощенное противоречие... превращение
личности в обезличенный рефлекс экономических отношений, но наряду с ее
обожествлением, превращением в человекобога" [С. 41]. Рассматривая
философские проблемы религии, Булгаков останавливается прежде всего на
антиномичности религиозного сознания. "Религиозная философия, - пишет
Булгаков, - не знает более центральной проблемы, нежели о смысле
Божественного ничто" [Свет невечерний. С. 146]. Из проблемы
Божественного ничто возникает проблема антиномичности религиозного
сознания, которое, с одной стороны, признает, что абсолютное есть
Божественное ничто, выходящее за пределы мира (это отрицательное
богословие). С другой - абсолютное полагает себя Богом, полагает
различение между Богом и миром, человеком, что ведет к богопознанию и
богообщению (это положительное богословие). "Подлинная религия может
основываться на нисхождении Божества в мир, на вольном в него вхождении,
приближении к человеку, т.е. на откровении, или, иначе говоря, она
необходимо является делом благодати, сверхприродного или сверхмирного
действия Божества в человеке" [С. 151]. Булгаков подчеркивает, что можно
различать три пути религиозного сознания: богопознание как "отвлеченное
мышление, мистическое самоутлубление и религиозное откровение, причем
первых два пути получают надлежащее значение только в связи с третьим,
но становятся ложными, как только утверждаются в своей обособленности"
[С. 151]. Для Булгакова единственный путь богопознания - признание
перехода от абсолютного к относительному посредством сотворения мира из
ничего. "Творение есть эманация плюс нечто новое, создаваемое творческим
да будет!" [С. 178]. "Рядом со сверхбытийно сущим Абсолютным появляется
бытие, в котором Абсолютное обнаруживает себя как Творец, открывается в
нем, осуществляется в нем, само приобщается к бытию, и в этом смысле мир
есть становящийся Бог. Бог есть только в мире и для мира, в безусловном
смысле нельзя говорить о его Бытии. Творя мир. Бог тем самым и Себя
ввергает в творение. Он сам себя как бы делает творением" [С. 193]. Как
и Соловьев, Булгаков в своей концепции уделяет большое внимание учению о
Святой Софии. Для него София - это божественная "Идея", она является
предметом любви Божией, любовь любви. Она любима и любит ответной
любовью. Она в себе зачинает все, она - "вечная женственность". Она есть
мировая душа, она - творящая природа по отношению к природе сотворенной.
София - это органическое единство идей, которые присущи всем тварям.
"Она, - пишет Булгаков, - есть та универсальная инстинктивно
бессознательная или сверхсознательная душа мира... которая
обнаруживается в вызывающей изумление целесообразности строения
организмов, бессознательных функциях, инстинктах родового начала" [С.
223]. Теория Софии у Булгакова предполагает существование двух Софий:
божественной и сотворенной. "Божественная София как пан-организм идей
является вечным человечеством в Боге, Божественным прототипом и основой
человеческого бытия". София выступает "образом Божиим в самом Боге,
осуществленной божественной идеей, идеей всех идей, осуществленной как
красота" [С. 126]. "В Софии Бог любит личного Бога, который сам является
как Любовью, так и любовью ответной" [С. 127]. Божественная София не
представляет собой личность, она ипостасируется в логосе, который
выступает вечным, небесным человеком, сыном Бога, сыном человека.
Сотворенная София - это существо, которое по содержанию аналогично
божественной Софии. Как в Боге, так и в твари раскрывается одна и та же
София. Божественная София - также и тварная София, так как "Бог, так
сказать, повторил Себя в творении и отразил Себя в небытии" [С. 149].
"Каждое творение софийно, поскольку оно имеет положительное содержание
или идею, которые являются его основой и нормой" [С. 234]. "Софийный дух
в человеке двупол. Мужчина и женщина суть образы (по первообразу второй
и третьей ипостасей) одного и того же духовного начала, Софии в полноте"
[Утешитель. С. 218]. София тварная, так же как и божественная, безлична,
она - душа мира и олицетворяется в человеческой личности.
|
|