Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Дени
Дидро
Дени Дидро (1713-1784) - крупный
французский философ, писатель, глава энциклопедистов. Родился в г.
Лангре, отец его был ремесленником, воспитывавшим сына в религиозном
духе и думавшим сделать его священнослужителем. Он окончил парижский
колледж, где отказался от карьеры священника и решил посвятить себя
литературной деятельности и изучению наук. В 1746 г. написал
"Философские мысли", в 1747 г. - "Прогулку скептика", в 1749 г. -
"Письмо о слепых в назидание зрячим". За распространение опасных
материалистических мыслей он был посажен в Венсенский замок. После
тюрьмы принялся за создание "Энциклопедии наук, искусств и ремесел",
которая должна была представлять систематическое изложение достижений во
всех областях знаний и которой он посвятил 20 лет жизни. Участие в
"Энциклопедии" приняли Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и другие
прогрессивные мыслители того времени. Кроме того, Дидро написал ряд
философских и художественных произведений: "Мысли об объяснении природы"
(1754), "Разговор Д'Аламбера с Дидро", "Сон Д'Аламбера" (1769),
"Монахиня" (1760), "Племяник Рамо" (1762-79), "Жак-фаталист и его
хозяин" (1773). В 1773 г. Екатерина II пригласила знаменитого философа
посетить Россию, что он и сделал. В течение продолжительного времени он
почти каждый день по два часа беседовал с Екатериной II и пытался
убедить императрицу в необходимости социально-экономических
преобразований. Екатерина соглашалась со всем, что говорил Дидро, но на
существенные реформы так и не решилась. Свои беседы Дидро запечатлел в
"Записках..." Последние годы жизни посвятил работе над-созданием
"Элементов фмиологии", "Жизни Сенеки" (1778), "Опыту о царствовании
Клавди" и Нерона" (1782). Перед смертью отказался отречься от своих
атжстических воззрений и последними словами его были: "Первый шаг к
философии - это неверие". Он лишь верил в возможности человеческого
познания и считал, что так как Вселенная бесконечна, она недоступна
окончательному человеческому познанию. Природа для него - это книга,
книга необъятная, состоящая из множества страниц, и ученые читают в этой
книге все новые и новые страницы, но никогда не будет того, что кто-то
перевернет последнюю. Однако из этого у Дидро не возникает
гносеологического пессимизма, так как он полагал, что человеческое
познание постоянно расширяется и углубляется, и был убежден, что
человечество в состоянии решить самые сложные мировые загадки. Познание
для Дидро - это единый процесс, состоящий из чувств и разума. Он писал,
что истинный метод философствования состоит в том, чтобы умом проверять
ум, умом и экспериментом контролировать чувства, чувствами познавать
природу. Тремя главными средствами познания природы для Дидро являлись
наблюдение, размышление и эксперимент. Головной мозг для него выступал
материальным субстратом, в котором происходят психические процессы.
Дидро сравнивал мыслящее "я" с пауком, гнездящимся в коре головного
мозга и пронизывающим нитями своей паутины, т.е. нервами, все наше тело,
на котором нет ни одной точки без отростков этих нитей. Нервы образуют в
мозгу пучок, являющийся основанием для связывания ощущений в пучок
восприятии. Единство самосознания обеспечивается, по Дидро, памятью. Он
писал: "Мы инструменты, одаренные способностью ощущать и памятью. Наши
чувства - клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа и которые
часто сами по себе ударяют". Здесь он выступал против идеализма Беркли и
называл его идеалистом, признающим только свое существование. Дидро
рассматривал человека не только как чувствующее, но и как мыслительное
существо, признавая, что человек одновременно и музыкант и инструмент.
Дидро выступал против церкви, критически относился к христианскому
вероучению. Он ставил под сомнение "боговдохновенность" Библии, полагая,
что все книги Библии написаны священнослужителями в разное время. Он
писал, что во всех религиях от имени Бога говорили люди. Резко
критиковал сообщаемые Библией чудеса. Указывал, что чудеса - нелепость,
доказываемая с помощью противоестественного явления. Верующие в силу
своей религиозности принимают ожидаемое за действительное, чудеса
происходят там, где в них верят. Он называл чудеса мифами, которые
подобны мифам языческих религий. Остро критиковал христианское учение об
аде и муках, полагая, что религиозные догматы лишь запугивают людей,
терроризируют их. Дидро писал: "Отнимите у христианина страх перед адом,
и вы отнимите у него веру" [Собр. соч. В 10 т. Т. 1. С. 125]. Особенно
Дидро выступал против религиозной нетерпимости: "Нет такого уголка в
мире, где различие в религиозных воззрениях не орошало бы землю кровью"
[Избр. атеист, произв. С. 255]. Дидро полагал, что религия не является
опорой нравственности, хотя и считал, что просто атеизм не создает еще
нравственности. Необходимо целенаправленное распространение нравственных
принципов. Он не считал, что человек от рождения наделен злом и
пороками, и был убежден, что справедливое общество, опирающееся на
справедливые законы, является предпосылкой утверждения нравственности.
"Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы
дурны..." [Собр. соч. Т. 2. С. 74]. "Труд и добродетель, - писал он, -
вот мои единственные догматы... Стараться Оставить после себя больше
знаний и счастья, чем их было раньше, улучшать и умножать полученное
нами наследство - вот над чем мы должны работать!" [Избр. атеист,
произв. С. 241]
|
|