Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Джон
Дьюи
Джон Дьюи (1859-1952) - один из
представителей и основоположников прагматизма. Его рассматривают даже
главным выразителем идей прагматизма, потому что он систематизировал
многие положения других представителей прагматизма - Пирса, Джемса. Им
были написаны сотни статей и книг по различным проблемам философии и
общественной жизни. Известен как реформатор школы. Много раз выезжал за
границу, в том числе в Советский Союз. Преподавал в Мичиганском,
Чикагском и Колумбийском университетах. Хотя в некоторых своих работах
Дьюи рассматривает гносеологические и логические проблемы (см.,
например, переведенную на русский язык работу "Как мы мыслим"), главные
его интересы сосредоточены на социальных вопросах, в центре которых
стоял человек и его практические проблемы. Дьюи полагал, что прагматизм
совершил своего рода "коперниканскую революцию", перейдя от чисто
философских проблем к решению человеческих. И этому посвящено
большинство его произведений. Концепции Дьюи, как и весь прагматизм,
исходит из понятия "опыт", который он определяет как все то, что
встречается в жизни. "Ценность понятия опыта для философской рефлексии
состоит в том, что оно обозначает как поле, солнце, облака и дождь,
семена и урожай, так и человека, который трудится, составляет планы,
изобретает, пользуется вещами, страдает и наслаждается. Опыт обозначает
все, что переживается в опыте, мир событий и лиц, он обозначает мир,
воспринятый в опыте, деятельность и судьбу человека". Опыт Дьюи
рассматривает не как познание. "Опыт означает прежде всего не познание,
но способы Желанья и страдания". "Весь познавательный опыт должен
начинаться и заканчиваться в бытии вещей и в обладании ими". "Мы должны
мыслить мир в терминах, допускающих, чтобы преданность, благочестие,
любовь, красота и тайна были бы не менее реальны, чем что-либо другое".
Таким образом, для Дьюи опыт - это повседневный, обычный опыт людей, их
обычная жизнедеятельность. Поэтому опыт Дьюи оценивает в соответствующих
категориях: "Успех и неудача суть первичные "категории" жизни,
достижение блага и избегания зла - ее высшие интересы, надежда и тревога
- господствующие качества опыта". Задача науки состоит в том, по Дьюи,
чтобы планировать будущее и находить средства для его осуществления.
Проблема познания, согласно Дьюи, является бессмысленной. Он даже
называет проблему, которой занимается философия, а именно, проблему
существования внешнего мира, курьезом "ортодоксального эмпиризма", так
как существование внешнего мира не вызывает сомнения. Отсюда Дьюи делает
вывод о принудительности опыта, как сопротивления тем усилиям которые
делает человек. Все это говорит, по Дьюи, о фундаментально опасном
характере мира. Человеком овладевает страх перед миром. Этот страх есть
функция среды. "Человек боится потому, что он существует в страшном,
ужасном мире. Мир полон риска и опасен" Конечно, он признает, что это
звучит пессимистично, но трагедия затрагивает более глубокий слой жизни,
чем комедия. "Проблема зла является общепризнанной проблемой, в то время
как мы редко слышим или никогда не слышим о проблеме добра". Таким
образом, прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку
возможность жить в неустойчивом и полном опасностей Для Дьюи задача
познания состоит в изобретении способов преобразования опыта в интересах
человека. Поэтому достоверность следует искать не в бытии, а в самих
способах преобразования. "Поиск уверенности посредством обладания умом
неизменной реальности сменился поиском надежности посредством активного
контроля за изменяющимся ходом событий". Познание Дьюи рассматривает в
качестве вида делания или действия, которое направлено на опыт. Познание
-это умение решать проблемы. Познание - это не какой-то особый путь
овладения реальностью. "Надежды и страхи, желания и отвращения являются
такими же истинными реакциями на вещи, как и познание, и мышление. Наши
аффекты, когда они освещены пониманием, являются органами, посредством
которых мы проникаем в смысл естественного мира таким же подлинным
образом, как и путем познания, но с большой полнотой и интимностью".
Таким образом, познавательная активность человека - это такая
деятельность человека, которая изменяет исходный материал. В этом
состоит инструментализм Дьюи: исследование осуществляет экзистенциальное
преобразование исследуемого материала. Объект науки не есть нечто
предшествующее исследованию, а итог познания, то, что познание создает.
У Дьюи истина, знание и реальность совпадают. Научные понятия в этом
случае лишь инструменты и планы действия. Дьюи пишет: "Если идеи,
значения, концепции, понятия, теории, системы инструментальны по
отношению к устранению некоторого специфического беспокойства и
замешательства, то проверка их надежности и ценности состоит в
выполнении ими этой работы". Таким образом, подобно Джемсу, истина у
Дьюи определяется ее полезностью. В отличие от Джемса Дьюи понимает
истину несколько иначе. Так, если Джеме говорил о полезности идеи
вообще, то Дьюи говорит, что идея истинна в том случае, если она полезна
для данной конкретной проблемы. Далее, если Джеме говорил о кредитной
системе как форме хождения истины, когда люди обмениваются проверенными
истинами, то Дьюи считает, что истина связана лишь с той ситуацией, в
которой она возникла. Таким образом, понятие ситуации выступает как
центральное понятие инструментализма Дьюи. Это приводит к тому, что в
моральном и социальном опыте он признает лишь текущие проблемы и задачи
и непосредственные цели, которые вытекают из данной ситуации. Человек
должен стремиться только к ближайшим целям, притом лишь практическим. В
области педагогики заслуги Дьюи огромны. Он оказал большое влияние на
формирование школы и педагогической практики в Америке, выдвинув принцип
"обучения посредством деланья" и пропагандируя формирование практических
навыков в решении жизненных проблем.
|
|