Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Лев
Платонович Карсавин
Лев Платонович Карсавин (1882-1952) -
русский философ. Родился в семье артиста балета, сестра - всемирно
известная балерина Тамара Карсавина. Окончил Петербургский университет,
в 1922 г. был выслан Советским правительством вместе с другими
представителями интеллигенции из России. Был профессором в Вильнюсе до
1946 г. Основные работы Карсавина: "Культура Средних веков" (1914),
"Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и русская идея" (1922),
"Философия истории" (1923), "О началах" (1925), "О личности" и др. Свою
философию Карсавин создает на основе концепции абсолюта, понимая его как
всеединство и следуя в этом отношении за Вл. Соловьевым. Карсавин пишет,
что "абсолютность выше всякого разумения, выше нашего понятия об
относительном, полагаемом в необходимом противостоянии относительному"
[Философия истории. С. 351]. Карсавин различает четыре значения
всеединства: "I) божественное как абсолютное совершенное всеединство; 2)
усовершенствованное или обожествленное (абсолютизированное) тварное
всеединство, отличное от Бога тем, что когда оно есть, Бога нет, а оно
само есть ставшее Богом "ничто" 3) завершенное или стяженное тварное
всеединство, стремящееся к своему усовершенствованию как идеалу или
абсолютному заданию и через него к слиянию с Богом- к становлению Богом
и гибели в Боге; 4) незавершенное тварное всеединство, т.е.
относительное многоединство, всеединство, становящееся совершенным через
свое завершение, или момент всеединства в его ограниченности" [С. 358].
В своей религиозной метафизике Карсавин рассматривает вопрос о
сотворении мира и полагает, что его позиция отличается как от теизма,
так и от пантеизма. По его мнению. Бог сотворил мир из ничто, однако это
не означает, что это сотворенное нечто отличается от него самого.
Карсавин развивает свою систему сотворения мира в книге "О началах". Он
пишет, что сотворение мира есть теофания, т.е. проявление Бога в нечто,
и прежде всего - в человека. Человек есть тварь, созданная Богом из
"ничто". "Сотворение меня Богом из ничего вместе с тем есть и мое
собственное свободное самопорождение" [С. 37]. Таким образом, согласно
Карсавину, все, что сотворено, это проявление Бога, Бог самоотчуждается
и создает сотворенное содержание всего того, что существует. "Наш гнев,
зависть и ненависть божественны; не только блаженство, но и страдание
тоже божественны. Иначе Бог не был бы всеединством и существовало бы
некоторое иное злое Божество, что является абсурдным, нечистивым
предположением" [Там же. С. 21]. Таким образом, в основе системы
Карсавина лежит принцип всеединства, которым является Бог, тварь же
представляет собой "ничто". При этом Карсавин вскрывает в божественной
реальности и в сфере сотворенного бытия триединство, которое у него
проявляется как истина, любовь, всеблагость. Всеединство для Карсавина
представляет единство противоположностей - как неопределимость, как
определимость и как воссоединение этих полюсов. Карсавин рассматривает
также и проблему личности. Для него личность выступает прежде всего как
"конкретно- духовная, телесно-духовная определенная сущность,
единственная в своем роде, незаменимая и многосторонняя" [О личности. С.
2]. Личность является "всецело духовной и всецело телесной,
множественность же проявляется в телесной природе". Принцип личности, по
Карсавину, неопределим, он выступает как усия - некая сущность,
проявляющаяся в отношении к определенному первоначальному единству -
Отцу, к самораздельному единству - Сыну и к самовоссоединяющему единству
- Св. Духу. В решении проблемы теодицеи Карсавин рассматривает зло как
проявление неполноты теофании. И путь к совершенствованию состоит "не в
борьбе с каким- либо несуществующим злом, но в полноте нашей любви к
Богу и с Богом" [О личности. С. 68]. "В преодолении слабости нет
никакого зла" [С. 69]. Познавайте "только добро, ибо нет зла" [С. 75].
"Быть может, на вашу долю выпадет защита слабого путем насилия, спасение
жизни путем убийства виновного" [С. 70]. "Есть такие вещи, как
справедливое убийство и справедливая война" [С. 72]. Карсавин развивает
свою теорию телесности. Телесность - это множественность, обусловленная
определенностью Я. Данная определенность "приводит в соотношение мое
тело с другими телами не через их внешнее соотносительное положение или
контакт, но через их взаимное проникновение и взаимное слияние. Мое тело
содержит телесность, внешнюю по отношению к нему, а внешняя телесность
содержит меня. Все, что я признаю, помню или даже воображаю, есть моя
телесность, хотя не только моя, но и также внешняя для меня. Весь мир,
оставаясь телесностью, внешней для меня, становится также моей
телесностью" [С. 128]. В работе "Философия истории" Карсавин развивает
свои идеи в отношении исторического бытия. Он полагает, что "высочайшая
цель исторического мышления состоит в том, чтобы осмыслить весь космос,
все сотворенное единство как единый развивающийся субъект" [С. 77].
История в таком случае выступает в виде развития "человечества как
единого всепространственного и всевременного субъекта" [С. 75]. По его
мнению, историческое бытие состоит из субъектов, которые взаимно
пронизывают друг друга, развиваясь при этом свободно, так как в любом
субъекте содержится в зародышевой форме все содержание. Историческое
развитие не подчинено концепции причинности, так как причинность - это
проявление внешнего влияния, а развитие состоит в качественном
диалектическом изменении, происходящем внутри "целого", а не посредством
дополнения целого чем-то извне. Так, воздействие двух народов друг на
друга в ходе своего развития происходит в силу того, что они составляют
аспекты высшего субъекта, который включает их в себя. Особо Карсавин
подчеркивает влияние природы на социальную жизнь. Он полагает, что это
не внешнее влияние. Влияние природы происходит в силу того, что она, как
и все материальные элементы существования, отражена в сознании и
преобразована в социально-психический элемент, она составляет часть
интеллекта [С. 95-100]. Для Карсавина история человечества представляет
собой "эмпирическое становление и гибель земной христианской церкви" [С.
214]. Отсюда Карсавин делает вывод, что историческая наука должна иметь
религиозный характер и быть православной. Церковь является телом
Христовым, а государством выступает как необходимая самоорганизация
греховного мира. Государство, стремящееся к истинам и идеалам церкви,
является христианским государством. Церковь и государство, по мнению
Карсавина, должны быть соединены, но необходимо определить границы
деятельности церкви и государства. Задача церкви в том, что поддерживать
государство, осуждать зло и поощрять добро, задача же государства в том,
чтобы обеспечивать независимость церкви в своей собственной
деятельности- воспитательной, миссионерской и др. Однако церковь не
должна использовать государство для преследования еретиков. Как и
большинство русских философов, Карсавин рассматривает характерные черты
русского духа в работе "Восток, Запад и русская идея". Он полагает, что
существенная особенность русского народа состоит в его религиозности,
которая в то же время содержит и воинствующий атеизм. Русское мышление
также характеризует борьба против эмпиризма и рационализма, и вообще
интерес к метафизическим проблемам. Взаимное проникновение церкви и
государства -вот русский идеал. Русское православие пассивно и
бездеятельно. Карсавин пишет, что русские созерцают абсолют сквозь дымку
мечты. Русские стремятся действовать, стремясь к некоему абсолюту. Если
же русский стал сомневаться в абсолютном идеале, то становится
безразличным ко всему и даже грубым, он "способен перейти от
невероятного законопослушания к самому необузданному бунту" [С. 79].
Киреевский Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) - русский философ,
представитель славянофильства. Родился в Москве, в семье
помещика-дворянина, умер от холеры в Петербурге. В своих произведениях,
подчеркивая особенности русской культуры, а именно цельность и
разумность, Киреевский выступал с критической оценкой западной
образованности, которая переживает раздвоение духа, науки, государства,
классов, семейных уз. В России же сохранились черты жизни старой России
- стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, постоянная память
об отношении всего временного к вечному и человеческого к божественному.
"Западный человек, - пишет Киреевский, - почти всегда доволен своим
нравственным состоянием: почти каждый из европейцев всегда готов, с
гордостью ударяя себя по сердцу, говорить себе и другим, что совесть его
вполне спокойна, что он совершенно чист перед Богом и людьми... Русский
человек, напротив того, всегда живо чувствует свои недостатки, и чем
выше восходит по лестнице нравственного развития, тем более требует от
себя и потому тем менее бывает доволен собою" [Поли. собр. соч. Т. 2. С.
216]. В то же время Киреевский не игнорировал западноевропейскую
цивилизацию. Он писал, что "любовь к образованности европейской, равно
как любовь к нашей, обе совпадают в последней точке всего развития в
одну любовь, в одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и
истинно христианскому просвящению" [Там же. С. 162]. Киреевский видел
идеал социального порядка в общине, полагая, что отличительный тип
русского взгляда на всякий порядок заключается в "совмещении личной
самостоятельности с цельностью общего порядка" [Там же. С. 76].
Киреевский писал, что "направление философии зависит в первом начале
своем от того понятия, которое мы имеем о Пресвятой Троице" [С. 74]. Тем
самым Киреевский указал пути для развития христианского мировоззрения.
Он высказал идеи соборности, или общности, и указывал, что цельность
общества состоит в том, чтобы сочетать личную свободу и индивидуальные
особенности граждан. И это возможно лишь при условии свободного
подчинения отдельных личностей общечеловеческим ценностям. Киреевский
дал начало цельной религиозной и христианской философии, которую потом
стали развивать братья Трубецкие, С. Булгаков, Бердяев, Вл. Соловьев,
Эрн и др.
|
|