Краткий словарь философских
персоналий
Герман
Коген
Герман Коген (1842-1918) - немецкий
философ, представитель марбургской школы неокантианства. Написал
следующие произведения: "Теория опыта Канта" (1871), "Обоснование Кантом
этики" (1877), "Иммануил Кант" (1904), "Логика чистого познания" (1902),
"Этика чистой воли" (1904) и др. Прежде всего Коген ставит вопрос о том,
что входит в философию, и утверждает, что основной частью философии
является логика, которая есть логика чистого сознания и которая
направлена на обоснование системы философии. Поэтому философия обладает
своим научным методом - логикой, по своему же содержанию она -философия
науки. Коген полагает, что нам не дан предмет познания в качестве вещей
окружающего мира, он лишь задан. Процесс познания постоянно
развертывается, он не нечто готовое, не есть некая вещь, а выступает
задачей познания. Предмет познания - это понятие о предмете. Для Когена
процесс познания является бесконечным, и идеалом этого бесконечного
процесса познания выступает математическое познание. Центральное понятие
этого математического познания - понятие бесконечно малого. Оно служит у
Когена для обоснования его понимания реальности. Лишь через число
получает предмет свое реальное существование, число- это фундамент, на
котором создается предмет, и оно получает свое значение лишь в виде
бесконечно малого. В этом проявляется своего рода пифагореизм Когена,
который имеет скорее всего методологический характер, а не
онтологический, как у древних. Число для Когена - это член отдельного
ряда чисел, который является выражением определенного закона. Таким
образом, число - это не вещь, а функция, которая выступает как
отношение. Отношениями же являются все понятия точных наук, а именно:
механики, теоретической физики, химии. Функционализм Когена приводит его
к определенному релятивизму, означающему для него лишь относительность
наших знаний. Прогресс познания есть поиск истины, которой мы не
достигаем: истина состоит единственно в том, чтобы искать истину. Второй
философской наукой, по Когену, выступает этика. "Этика чистой воли"
рассматривается через призму понятия права и государства, которому Коген
придает первостепенное значение. Для него государство - это этическое
понятие культуры, цель исторического развития. "Естественное состояние
человека" - это раздробленность, а этический человек стремится к
единству, которое может быть достигнуто лишь в государстве. Нравственный
человек и государство - выражение одной тенденции. Отсюда Коген
переходит к идее социализма, понимаемой им как этический социализм, как
такое понятие социализма, которое никогда не достигается. Таким образом,
Коген выдвигает понятие социализма как идею общества, к которому
совершается постоянное движение, и это движение бесконечно, так как цель
- общество - постоянно отодвигается дальше. Цель социального развития
для Когена- это метод развития, а не вещь. Вечность - характерная черта
для не находящего себе покоя бесконечного стремления вперед чистой воли.
Вечность, вечная задача - это постоянное стремление и движение общества
к социализму.
|