Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Этьенн
Бонно де Кондильяк
Этьенн Бонно де Кондильяк (1715-1780) -
один из крупных представителей французского Просвещения. Родился в
Гренобле, окончил семинарию в Париже и получил звание аббата, но
священником не стал, а избрал своим занятием философию. Был знаком с
Руссо и Дидро, которые оказали на него огромное мировоззренческое
влияние. Также был знаком с Вольтером, Д'Аламбером, Гельвецием,
Гольбахом, Тюрго и другими философами- просветителями. Основные
произведения Кондильяка: "Опыт о происхождении человеческих знаний"
(1746), "Трактат о системах" (1748), "Трактат об ощущениях" (1754),
"Курс занятий по обучению принца Пармского" (1775), "Логика" (1780).
Основные вопросы философии Кондильяка - гносеологические. Он исходил из
локковского сенсуализма, но развил его дальше. Считал, что
сенсуалистический принцип происхождения всего человеческого знания из
чувства утверждается Локком не до конца. По мнению Кондильяка, Локк
рассматривал рефлексию в качестве самостоятельного источника знания
наравне с ощущениями, а это неправильно. Согласно Кондильяку, рефлексия
также приобретается в опыте, как и ощущение. Все явления восприятия,
внимания, суждения, акты воли сводимы к ощущениям. Широко известен его
пример со статуей. Так, он писал: вообрази себе статую, которая
последовательно наделяется различными способностями ощущения -
обонянием, слухом, вкусом, зрением, осязанием. Вместе с этим она
одновременно будет наделяться и всеми интеллектуальными функциями, будет
обладать способностью к восприятию впечатлений самого разного характера.
Таким образом, основная задача, которую Кондильяк ставил перед собой, -
это показать, каким образом все наши знания и все способности происходят
из чувств, точнее из ощущений. Свою гносеологию он называл "теорией
ощущений". Кондильяк выступал против рационалистической концепции в
генезисе познавательных способностей, отвергая какие-либо стремления к
признанию врожденности этих способностей. Он считал, что все можно
вывести из ощущений, и в этом утверждении видел свою заслугу. Он так
описал процесс возникновения познания: "Мы начинаем с- того, что
получаем восприятия, которые осознаем. Затем мы сильнее осознаем
некоторые восприятия и это осознание становится вниманием. В силу этого
мы с того времени, когда идеи связываются, распознаем восприятия,
которые мы получили прежде, и осознаем себя тем же самым существом,
которое их имело, это и составляет воспоминание. Когда душа то
пробуждает свои воспоминания, то сохраняет их, она вспоминает только их
знаки- это воображение, созерцание, память; если она сама распоряжается
своим вниманием, то это размышление. Именно размышление различает,
сравнивает, сочетает, расчленяет и анализирует, так как это и есть не
что иное, как различные способы управлять вниманием. Путем естественного
следования из этого образуются суждения, рассуждение, понятие, результат
всего этого - разум" [Соч. Т. 1. С. 118]; Кондильяк считал, что надо
доискиваться до происхождения наших дней, прослеживать ход их
образования, необходимо сложные идеи расчленять на простые. Анализ
включает в себя и элементы синтеза: сочетание идей и их сравнение.
Кондильяк отстаивал номиналистическое воззрение, полагая, что общих
понятий не существует, они находятся только в нашем уме как имена,
которые также выступают лишь как знаки. Он придерживался мнения об
естественном происхождении языка и утверждал, что его возникновение
связано с насущной потребностью первобытных людей, когда на основе
жестов и звуков постепенно развилась речь. Слова членораздельной речи
стали выступать знаками, которые использовались для образования понятий.
Всякий язык, считает Кондильяк, - анализ, и всякий анализ - вид языка. В
"Языке исчислений" (опубликованном после его смерти) Кондильяк полагал,
что число составляет форму чистого анализа. Он исходил из
основополагающего положения, что простое предложение "2=1+1" содержит
всю тайну мышления, представляющего собой непрерывный ряд упражнений.
Влияние Кондильяка на последующее развитие философии было существенным.
Он оказал важное воздействие на французских материалистов, был одним из
основоположников ассоциативной психологии.
|
|