Краткий словарь философских
персоналий
Конфуций
Конфуций (551^79 до Р.Х.) - выдающийся
философ Древнего Китая заложивший основы целого направления в китайской
философии - конфуцианства. Конфуций родился в знатной, но обедневшей
семье Ему приписывают авторство самых различных произведений ?-Книги
перемен". "Книги песен" и др.), но наиболее верным источником его
взглядов является книга "Беседы и суждения ( Лунь юй ), представляющая
собой запись высказываний Конфуция и его учеников Центре всей
философской системы Конфуция - проблемы этики и воспитания. Главным
понятием для Конфуция выступает гуманность (жэнь). Жэнь - это закон,
который определяет социальное и этические взаимоотношения людей. Данный
закон Конфуции формулирует следующим образом: "Чего не желаешь себе,
того не делай людям" [Лунь юй. 12,2]. Эта максима впоследствии в истории
философии Библии выражалась различным способом и была названа "золотым
правилом нравственности. Большую роль в философии Конфуция играет
понятие ли , которое обозначет нормы общежития и выражает практическое
воплощение этического закона жэнь. Понятие "ли" охватывает всю
социальную жизнь общества, хотя действия этого понятия различны
зависимость от социального положения людей. Кроме того, в системе
Конфуция соответствующее место занимают и другие этические категории-
"и" - чувство долга, справедливости; "синь" - верность, искренность и
др. Все категории этической концепции Конфуций служат для характеристики
нормативной личности, которая сочетая в себе высокие моральные качества
и занимает высокое социальное положение. Такую личность он называл
благородным Противоположностью благородному мужу выступает, по мнению
Конфуция, "маленький человек", который руководствуется личной выгодой и
занимает низкое положение. В то же время Конфуций считал, что по природе
все люди равны, а различаются они по привычкам. Поэтому для
самосовершенствования необходимо преодолеть себя и возвратиться к
благопристойности" ("ли"). Большое место в высказываниях Конфуция
занимает проблема государственной власти. По его мнению, правители
должны пользоваться доверием народа и воспитывать его на основе своего
собственного примера, так как формы, в которых осуществляется управление
государством, воздействуют на нравы людей и общество в целом.
Политическая программа Конфуция сводилась к определению соответствующих
обязанностей всех членов общества. Каждый должен знать то место, которое
ему предназначено в обществе: "Государь должен быть государем, подданный
- подданным, отец - отцом, сын - сыном". Конфуций выступал за
объединение всех раздробленных территорий в одно единое государство.
Идеи конфуцианства получили дальнейшее развитие в истории Китая, и в
дальнейшем оно было признано государственной религией.
|