Краткий словарь философских
персоналий
Серен
Кьеркегор
Серен Кьеркегор (1813-1855) - датский
философ, считающийся предшественником экзистенциализма. На формирование
взглядов Кьеркегора большое влияние оказала личная жизнь философа. В его
доме царила суровая религиозная атмосфера, созданная отцом, считавшим
себя виновным в совершении в детском возрасте богохульства. После
разрыва с невестой перед самой свадьбой из-за религиозных воззрений
Кьеркегор жил замкнуто, занимаясь литературной работой. В конце жизни
вел активную полемику с теологическими кругами. Его труды выходили под
различными именами. Философские воззрения Кьеркегора возникли как своего
рода реакция на Гегеля. Он резко выступал против последнего, критикую
его за субъективизм, попытку рассмотреть индивид в качестве субъекта
исторического процесса, являющегося проявлением абсолютного духа. Эта
позиция определялась Кьеркегором как стремление исключить
самостоятельность и свободу личности, снять с нее ответственность за
действия. Он стремился противопоставить гегелевскому пониманию личности
свое понимание, которое было связано с абсолютной свободой личности. Он
освобождал личность от каких-либо зависимостей -от природных связей,
общественных влияний и других отношений, которые связывают человека с
другими людьми. Только освободившись от всего внешне существующего,
человек может обрести ту индивидуальность, которая определяет его как
личность. В этом отношении личность способна принять на себя
ответственность за себя и за совершаемые действия. Для Кьеркегора важны
лишь формальные определения тех понятий, которые он рассматривает:
свобода, личность, выбор. Свобода, по его мнению, это свобода решения
выбора "или - или" (одна из работ Кьеркегора так и называется "Или -
или"). Здесь Кьеркегор рассматривает не содержание, которое охватывается
понятием "свобода" и "выбор", а лишь сам факт выбора, или, как он сам
говорил, "лишь действительность акта выбора". Этот акт, обособленный от
какого-либо содержания, имел для Кьеркегора метафизическое значение:
сделав выбор, "душа остается наедине с собой, уединяется от всего мира и
созерцает в отверзых небесах самое Вечную Силу". Здесь учение Кьеркегора
принимает религиозную окраску, так как созерцание "Вечной Силы" - это
причащение к Богу, индивидуальная свобода растворяется в Боге. Бог у
Кьеркегора гарантирует индивидуальный выбор личности, т.е гарантирует
общезначимость этических поступков отдельной личности. В противовес
гегелевской количественной диалектики Кьеркегор выдвигает свою
собственную, субъективную, качественную диалектику. Эта диалектика, по
Кьеркегору, должна учитывать лишь качественные предпосылки, которые
неисчисляемы, невыразимы, так как являются интимно- личностными
переживаниями. К ним прежде всего относится страх. Понятие "страх" - это
такое бытие, которое противопоставлено свободе, начальная характеристика
бытия, существования. Страх выражает сущность личности, его-свободу
перед лицом смерти. Он - интимнейшее переживание и является истинным
существованием личности, в противоположность неистинному. Истинное
существование личность не может передать никому другому, а неистинное
может разделить с другими. Таким образом, качественная диалектика
Кьеркегора выявляет иррациональное содержание личности и
противопоставляет его рациональному. Основой личности выступает ее
иррациональное содержание, которое нельзя мыслить. Качественная
диалектика для Кьеркегора - средство, которое позволяет связать личность
с Богом, так как только через отношение к Богу сохраняется личность.
Человек проходит на пути к Богу три стадии существования: эстетическую,
когда человек живет лишь переживаниям минуты, этическую, когда он живет
заботой о будущем, религиозную, когда живет ощущением вечности.
"Эстетическим началом может назваться то, благодаря чему человек
является непосредственно тем, что он есть; этическим же то, благодаря
чему он становится тем, чем становится". На эстетической стадии человек
в силу отчаяния и неудовлетворенности отказывается от дальнейшего
познания и обретения истины своего существования, достигая тем самым
цельности и остроты эмоционального наслаждения. Однако на этой стадии
еще нет истинного отчаяния. Истинное отчаяние приходит лишь на этической
стадии. Это отчаяние приводит человека к религиозной стадии, на которой
он осознает религиозное значение своей личности. Кьеркегор не был
известен при жизни и даже несколько десятилетий после смерти. В XX в. с
20-х годов к нему обращается экзистенциализм, а также протестанская
диалектическая теология.
|