Краткий словарь философских
персоналий
Лао-цзы
Лао-цзы (VI-V вв. до Р.Х.) -
древнекитайский философ. По преданию Лао-цзы жил одновременно с
Конфуцием, но о нем не сохранилось никаких сведений. Ему приписывают
трактат "Лао-цзы" (более позднее название "Дао дэ цзин"), который был
написан позднее, вероятно учениками и последователями Лао-цзы. В
трактате излагается доктрина, получившая название даосизма. Согласно
Лао-цзы, природа, жизнь людей и общество подчиняются естественному
закону - дао - закону всех вещей, и вместе с субстанцией "ли",
обозначающей воздух, эфир, образуют основу мира. В мире нет ничего
постоянного и неизменного, так как все находится в пути, все движется и
изменяется, все развивается и преобразуется. Вещи постоянно переходят в
свою противоположность в соответствии с принципами инь и ян. Инь и ян -
основные категории китайской философии, сохранившие свою действенность
на протяжении всей истории китайской философской мысли; Они обозначают
полярные противоположности. Инь - это отрицательное, темное, женское,
пассивное, слабое и т.д. Ян - это положительное, светлое мужское,
активное, сильное и т.д. Инь и ян - своего рода силы, которые находятся
в единстве, но в то же время взаимодействуют и противоборствуют. Борьба
двух противоположных сил - инь и ян - рассматривалась как источник
движения окружающего мира. В борьбе инь и ян выражается дао. Если
нарушается естественный закон дао, то происходят несчастья. Люди не
должны нарушать закон дао, поэтому они должны стремиться не к действию,
а к спокойствию. Деятельность человека, по мнению Лао-цзы, ведет к
противоречию его с миром, а потому он проповедует теорию "недеяния". По
его мнению, все должно идти само по себе. Не надо бороться, а надо
вернуться к простой, естественной жизни первобытного общества. "Если
кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача.
Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же
кто хочет манипулировать им уничтожит его. Если кто хочет присвоить его,
потеряет его".
|