Краткий словарь философских
персоналий
Моисей
Маймонид
Моисей Маймонид (1135-1204) - крупнейший
представитель еврейской философии Средневековья. Маймонид родился в
семье талмудиста в г. Кордове, но жил в Каире и был врачом у египетского
султана Сала-эд-Дина. Он - автор известного произведения "Путеводитель
колеблющихся" . В этом трактате он разрабатывает органистическую
концепцию, считая что Вселенная - это есть в своей совокупности не что
иное как единый индивидуум. Он отстаивал точку зрения тождества микро- и
макрокосмоса и проводил аналогию между животным миром и миром, который
окружает его. Эта концепция сочетается у Маймонида с креационистскими
представлениями, согласно которым Вселенная не существовала вечно, а
была создана Богом. Творение Бога продолжалось шесть дней, в течение
которых все большую роль стали приобретать естественные законы. С
седьмого дня прекратилось божественное вмешательство во Вселенную, и она
стала развиваться по естественным законам. В этом проявилась
деистическая позиция Маймонида, однако в противоречие с этим Маймонид
признает наличие божественного провидения, которое вмешивается даже в
самые незначительные события нашего мира. Правда, Маймонид оговаривается
что божественное провидение - это такая тайна, которая не подвластна
человеческим способностям. Маймонид стоял на позициях примирения
философии и религии В основном он исходил из Аристотеля как главного
источника. Он принимал основные положения Торы (главной части Ветхого
Завета) и доказывал, что они полностью согласуются с философией
Аристотеля. Маймонид полагает, что противоречия, которые могут
возникнуть между положениями Аристотеля и текстами Священного писания
обусловлены буквальным толкованием вторых; если же их толковать
аллегорически то все согласуется. В Священном писании, по мнению
Маймонида, зафиксированы все истины аристотелизма Маймонид придерживался
позиций профетизма и полагал, что особо талантливые люди могут
пророчествовать. Но даже у пророков великие истины появляются как
вспышки молнии. Поэтому только пророкам были открыты все философские
истины, часть из них нашла отражение в Священных писаниях. А те истины,
которые не попали в Священное писание, были утеряны, отсюда и возникает
противоречие между Священным писанием и Аристотелем. Маймонид -
значительная фигура своего времени, у него большие заслуги как в
распространении аристотелизма, так и в развитии средневековой
схоластической философии. Он поставил многие проблемы. господствующие в
XIII в. в западной философии, и его исследования в отношении веры и
философии, разума и откровения способствовали в значительной степени
росту и развитию этой проблематики в течение почти двух столетии после
его смерти.
|