Разделы сайта:
|
Краткий словарь философских
персоналий
Марк
Аврелий
Марк Аврелий (121-180) - один из наиболее
значительных представителей римского стоицизма. Он был императором,
преемником Антонина Пия, которому доводился приемным сыном. После смерти
оставил философское сочинение под названием "Наедине с собой" (или К
самому себе ). Это произведение представляет собой записки, не
предназначенные для публикации, своего рода размышления, которыми он
делится сам с собой, размышления о жизни. В них он обращается к самому
себе, пытаясь осознать окружающую жизнь. Марк Аврелий в основном стоит
на позициях стоицизма, и главное, что он излагает в своих записках, -
это этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и
советы, как к ней относиться. В своих основных положениях Марк Аврелий
не оригинален и следует в основном за Эпиктетом. Прежде всего он
осознает бренность жизни, в которой мы живем. Свою оценку Марк Аврелий
выводит из понимания времени: Время есть река стремительный поток. Лишь
появится что-нибудь, как уже проносится мимо, но проносится и другое и
вновь на виду первое [Наедине с собой. СПб.. 1914. Кн. I. Разд. 43].
Время беспредельно, и перед этой беспредельностью длительность каждой
человеческой жизни - это какой-то миг, и жизнь по отношению к этой
беспредельности крайне ничтожна. "Ничтожна жизнь каждого, ничтожен тот
уголок земли, где он живет" [III, 10]. "Помни также, что каждый живет
лишь... ничтожно малым моментом" [II, 10]. Марк Аврелий делает вывод и о
краткости памяти, которая остается после смерти человека. "Все
кратковременно и вскоре начинает походить на миф, а затем предается и
полному забвению. И я еще говорю о людях, в свое время окруженных
ореолом. Что же касается остальных, то стоит им испустить дух, чтобы "не
стало о них и помину". Что же такое вечная слава? - сущая суета" [IV,
33]. Оценивая свою жизнь, жизнь прошлых времен, жизнь настоящую, Марк
Аврелий делает вывод, что она довольно однообразна и не дает ничего
нового, все одно и то же, все повторяется. "Окинь мысленным взором хотя
бы времена Веспасиана, и ты увидишь все то же, что и теперь: люди
вступают в браки, взращивают детей, болеют, умирают, ведут войны,
справляют празднества, путешествуют, обрабатывают землю, льстят,
предаются высокомерию, подозревают, злоумышляют, желают смерти других,
ропщут на настоящее, любят, собирают сокровища, добиваются почетных
должностей и трона. Что же стало с их жизнью? Она сгинула. Перенесись во
времена Траяна: опять все то же. Опочила и эта жизнь. Взгляни равным
образом и на другие периоды в жизни целых народов и обрати внимание на
то, сколько людей умерло вскоре по достижении заветной цели и
разложилось на элементы" [IV, 32]. В этих строках, проникнутых острым
пессимизмом, отразилась пессимистическая настроенность целой эпохи, в
которой жил Марк Аврелий. Это была эпоха разочарованности и усталости,
охвативших целые народы. В то же время мировоззрение Марка Аврелия
отличает одна примечательная особенность. Его пессимистическая оценка
жизни и общей направленности всех деяний человека не определяет тех
выводов, которые он делает из всего этого. Выводы совсем не
пессимистические, как можно было бы ожидать и как часто происходит у
людей, пессимистически относящихся к жизни, а именно - стремление к
бездействию или нарушениям нравственных законов, стремление предаваться
только наслаждению. Своему пессимизму он сам противопоставляет идеал
человека, который олицетворяет все положительное в личности, а именно -
мужественность, зрелость, преданность интересам государства. В этой
суетной жизни, которую он обрисовал, есть, по его мнению, нравственные
ценности, к которым следует стремиться, это - справедливость, истина,
благоразумие, мужество. К истинным ценностям он также относит
общеполезную деятельность, гражданственность, которые противостоят таким
мнимым, по его мнению, ценностям, как "одобрение толпы, богатство,
жизнь, полная наслаждений" [III, 6]. Марк Аврелий смотрит на человека
как на сложное социальное существо, которое, с одной стороны, живет
настоящим, суетным, а с другой, - занимается деятельностью, которая
преследует долговременные цели. Поэтому он осуждает того, кто свои дела
не согласовывает с высшими целями, под которыми имеет в виду благо
государство. Этому он дает философское обоснование. Несмотря на
текучесть всего происходящего, существует нечто целое, которое
управляется логосом, разумом. Этим разумом люди объединены, в каждом
человеке живет частица этого разума, которому он должен поклоняться и
служить. "Тот, кто отдал предпочтение своему духу, гению и служению его
добродетели, не надевает трагической маски, не издает стенаний, не
нуждается ни в уединении, ни в многолюдстве. Он будет жить - и это самое
главное - 'ничего не преследуя и ничего не избегая. Его совершенно не
беспокоит, в течение большего или меньшего времени его душа будет
пребывать в телесной оболочке. Ведь всю свою жизнь он только и думает о
том, чтобы не дать своей душе опуститься до состояния, недостойного
разумного и призванного к гражданственности существа" [Ш, 7]. Этот гений
никогда не "побудит тебя преступить обещание, забыть стыд, ненавидеть
кого-нибудь, подозревать, клясть, лицемерить, пожелать чего-нибудь
такого, что прячут за стенами и замками" [Ш, 16]. Поэтому Марк Аврелий
считает, что несмотря на тщетность жизни человека перед ним стоят
высокие нравственные задачи, которые он, повинуясь долгу, должен
выполнять. И в этом ему помогает философия. "философствовать же значит
оберегать внутреннего гения от поношения и изъяна, добиваться того,
чтобы он стал выше наслаждений и страданий, чтобы не было в его
действиях ни безрассудства, ни обмана, ни лицемерия, чтобы не касалось
его, делает или не делает чего-либо его ближний, чтобы на все
происходящее и данное ему в удел он смотрел, как на все проистекающее
оттуда, откуда изошел и он сам а самое главное, - чтобы он безропотно
ждал смерти, как простого разложения тех элементов, из которых слагается
каждое живое существо " [1,17].
|
|