Краткий словарь философских
персоналий
Шарль
Луи Монтескье
Шарль Луи Монтескье (1689-1755) -
представитель философии французского Просвещения. Он происходил из
дворянского гасконского рода. Получив классическое и юридическое
образование, был на различных должностях в судебных учреждениях, что
дало ему возможность изучить юридическую практику Франции того времени.
Затем отходит от всего этого и посвящает себя изучению естественных и
общественных наук. Первый его литературный опыт - роман "Персидские
письма" (1721) - имел огромный успех. В нем он подверг критике феодально-
абсолютистский режим. Основной работой Монтескье по праву считается
произведение "О духе законов" (1747). Еще он написал "Рассуждение о
причина величия и падения римлян" (1734). В своей социальной философии
Монтескье рассматривает причины существования разных форм общества,
полагая, что для того, чтобы снять ту или иную форму общественного
развития, необходимо почитать то законодательство, которое существует в
данном обществе. Монтескье различал два типа законов, существующих в
обществе: 1) "естественные", которые определяются биологическими,
природными характеристиками человека и выражают его отношения к природе
я к другим людям, но, так сказать, во внеобщественном состоянии; 2)
социальные законы. Монтескье выделял три основных образа правления,
существовавших в истории: республиканский, монархический, деспотический.
Он полагал что юридические нормы государства определяются формой
государства, законы же - это юридические выраженные правила,
определяющие отношения между верховной властью и членами общества. Эти
законы, согласно Монтескье, формируют политическую свободу, состоящую в
том, что каждый имеет право делать все, что дозволено законами. Смысл
концепции Монтескье сводился к утверждению, что законодательства,
характерные для определенных форм правления, а именно демократического,
монархического и деспотического, детерминированы различными факторами:
характером политической власти, почвой, рельефом (т.е. географической
средой), нравами, обычаями, религиозными верованиями, численностью
населения. Тем самым Монтескье попытался осознать общество как целое,
связанное в единое целым рядом условий, факторов. Эта целостность и
определяет, согласно Монтескье, "дух народов". Каждая форма правления -
своеобразная структура, все элементы которой взаимосвязаны и необходимы
для функционирования целого. В каждой социальной структуре главным
элементом Монтескье считал ту или иную человеческую страсть, которая
дает возможность действовать, чтобы сохранить устойчивое состояние. Для
республики характерна добродетель, для монархии - честь, для деспотии -
страх. Если та или иная "страсть", или психологический принцип,
ослабляется, то этот образ правления рушится. Тем самым Монтескье
устанавливал определенную зависимость между образами правления и
психологией народов, что имело под собой важные основания. Монтескье
выводил эти зависимости из географической среды, в которой главную роль
играли климат, почва и рельеф местности. Составная часть учения
Монтескье - его концепция "разделения властей", которая в определенной
степени была развитием идей Локка. Монтескье указывал, что разделение
законодательной, исполнительной и судебной властей должно быть при любой
форме правления, как при монархии, так и при демократии. Он писал, что
необходимо разделить "власть создавать законы, власть приводить в
исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить
преступления или тяжбы частных лиц". Только подобное государственное
устройство, в котором все эти власти разделены, может обеспечить такое
положение, "при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его
не обязывает закон, и не делать того, что закон ему позволяет" [Избр.
произв. М., 1955. С. 290-291]. Эта концепция Монтескье имела огромное
демократическое содержание и не потеряла своего значения до настоящего
времени.
|