Краткий словарь философских
персоналий
Мо-цзы
Мо-цзы (Мо Ди) (ок. 475-395) -
древнекитайский философ, выступал против Конфуция, хотя вначале изучал
конфуцианство и выступал в его защиту. Взгляды Мо-цзы изложены в
"Трактате учителя Мо" ("Мо-цзы"), созданного его учениками. Главная
цель, пронизывающая концепцию Мо-цзы, - это принцип "всеобщей любви".
Всеобщая любовь понимается как любовь всех ко всем. Эта любовь, по
мнению Мо-цзы, может разрешить любые конфликты, как в экономической, так
и в политической сферах. Он видел в осуществлении этого принципа выход
из политического и экономического хаоса. Кроме того, критикуя
конфуцианство, Мо-цзы выдвинул и другие принципы и положения своей
этической доктрины. Он подчеркивал важность уважения талантов,
самоуважения, ; ненападения. Он полагал, что все талантливые люди должны
иметь ; возможность управлять страной вне зависимости от происхождения.
S Выступал против войн и считал, что "нельзя нападать на соседние
царства, убивать народ, захватывать скот и грабить богатства". Мо-цзы
также выступал против конфуцианского положения, что "воля небес"
определяет судьбу человека, и считал, что люди перестанут бороться за
свое счастье, если поверят в судьбу, которая от них не зависит. Не
признавал конфуцианское положение, что воспитание народа должно
осуществляться посредством музыки и ритуала. В то же время Мо-цзы не
отрицал "роли небес" в жизни человека, полагая, что Бог наказывает или
вознаграждает людей в той мере, в какой они следуют принципу всеобщей
любви. В учении о познании Мо-цзы стоял на точке зрения, что истинные
знания - это те, что получены в процессе практической деятельности. Он
также выступал против "врожденного знания". Мо-цзы - основатель
направления моизма. Моисты развивали идеи своего учителя с позиций
наивного материализма. Они разрабатывали в основном проблемы логики и
теории познания. По их мнению, вещи, существующие вокруг нас, имеют
объективный характер и независимы от нашего сознания. Человеческое
сознание возникает в результате деятельности органов чувств и мышления.
|