Краткий словарь философских
персоналий
Панеций
Панеций (ок. 185-110 до Р.Х.) -
дневнегреческий философ, главный представитель римского стоицизма -
Средней Стой. Был родом из Родоса, происходил из знатной семьи и в
молодости слушал лекции стоика Диогена из Селевкии. Он написал много
сочинений, от которых сохранились лишь небольшие отрывки. Для взглядов
Панеция характерно проникновение в стоицизм идей платонизма и
аристотелизма. Он в значительной степени внес изменения в некоторые
положения стоицизма, отказавшись от слишком ортодоксальных утверждений
древних стоиков. Панеций в своей физике отказывается от учения о
периодическом воспламенении мира, которое затухает, после чего снова
наступает воспламенение. Он считает, что мир существует вечно и не может
быть подвергнут уничтожению. Отказывается от признания роли судьбы в
жизни человека, отвергая железный детерминизм, сковывающий активную
деятельность человека. Он сомневается в возможности пророчества,
предсказания будущего, чем занимались древние стоики. Отвергает
астрологию, полагая, что далекие звезды никак не могут влиять на судьбу
человека. В отличие от древних стоиков, которые на первое место ставили
обязанности и суровый долг, Панеций признавал важную роль в нравственной
жизни также и удовольствия. Он рассматривает человека как единое и
прекрасное, гармоническое существо. Древние же стоики признавали борьбу
души с телом в человеке. Однако определенные отклонения взглядов Панеция
от древних стоиков не означают существенного отхода от стоического
учения, просто он в отдельных местах смягчал слишком догматические
положения стоицизма. Панеций связывает понятия этики и пользы, при этом
первенствующее значение у него принадлежит разуму. Придавал большое
значение самодеятельности человека, который, обладая умом и хорошим
настроением, может победить всех остальных в жизненной борьбе. Панеций
вносит изменения и дополнения в учение стоиков о добродетелях. Считает,
что необходимо следовать природе. Удовольствия для него различаются на
естественные и противоестественные. Он не считает, что для счастья
достаточно одной добродетели, "надобно и здоровье, и денежные траты, и
сила". Социально-политические воззрения Панеция характеризуются
требованием сочетания демократии, монархии и аристократии. Это
противоречило абсолютному аристократизму древних стоиков. Религию он
делил на три вида: государственную, философскую и поэтическую.
Государственную религию признавал и считал, что она воспитывает граждан.
Что касается философского понимания религии, то полагал, что это
аллегория. Поэтическая религия - это, по мнению Панеция, обман.
Воззрения Панеция показывают, что, даже, отстаивая основные положения
стоицизма, можно защищать и главные тенденции эллинской философии:
провозглашение радостей жизни (а не только покорность судьбе).
|