Краткий словарь философских
персоналий
Джованни
Пико делла Мирандола
Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494)
- представитель флорентийского платонизма, притом крупнейший. Он имел
графский титул и владел несколькими языками. В 1489 г. обнародовал свои
"900 тезисов", содержащие извлечения из различных источников "обо всем,
что познаваемо". Эти тезисы были осуждены и запрещены церковью. Автор их
исходил из того, что "никому не присягая на верность, пройдя путями всех
учителей философии, все исследовать, изучать все школы... коснуться всех
доктрин..." [Эстетика Ренессанса. Т. II. С. 259]. Пико делла Мирандола,
как и его соотечественник Фичино, стоял на позициях пантеизма, но больше
склоняется к натуралистическому его пониманию. Он выступал против
астрологии как лженауки, полагая, что совокупность звезд не в состоянии
определить судьбу человека. Отсюда он делал выводы о свободе воли
человека, о праве человека формировать свою собственную судьбу и делать
соответствующий выбор, человек сам может создавать свое счастье. Он был
против "астрологического детерминизма", предписывающего будущую жизнь
человека, ограничивающего человеческую активность. В "Речи о достоинстве
человека", которая должна была открыть диспут Пико делла Мирандола
против философов всей Европы, он ярко формулирует основные положения
гуманистической программы Возрождения, ставящей в центр мироздания
человека и его достоинства. В произведении "Против астрологии" он писал:
"На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке нет
ничего более великого, чем его ум и душа. Если возвыситься над ними,
значит, возвыситься над небесами". Пико делла Мирандола стремился к
примирению различных философов, считая, что разные взгляды являются
выражением отдельных сторон истины и поэтому только их соединение дает
возможность постигнуть единую истину. Пико делла Мирандола проявлял
большой интерес к мистическим вопросам и увлекался кабаллой и магией.
Однако он стремился к более научному пониманию этих вопросов. Так,
"магию" он воспринимал не просто как нечто колдовское, а как реальную
тайну природы, которую надо исследовать. Он различал "черную магию" (это
было делом злых сил, как их понимали в Средние века) и "белую", или
"естественную магию" - как постижение естественных тайн природы.
|