Краткий словарь философских
персоналий
Пифагор
Пифагор (ок. 580-500 до Р.Х.) - создатель
древнегреческой религиозно-философской школы, которая впоследствии
получила название пифогорейства. Достоверных свидетельств о жизни и
творчестве Пифагора сохранилось не очень много. Значительную часть своей
жизни он провел на острове Самое, поэтому его еще называют Пифагор
Самосский. Затем при тиране Поликрате переселился в Южную Италию в город
Кратон, где основал пифагорейский союз (своего рода религиозную общину).
Среди своих сторонников и последователей пользовался непререкаемым
авторитетом (в пословицу вошло выражение: "Сам сказал"). Вокруг имени
Пифагора существует немало легенд, что затрудняет выделить его учение.
По своим политическим взглядам Пифагор был на стороне аристократов. Он
выдвинул учение о "порядке", считая, что только власть аристократов
обеспечивает этот порядок в общественной жизни Демократия же - это
нарушение порядка. В начале V в. до Р.Х. пифагорейский союз был
разгромлен демократией, но влияние и распространение пифагореизма было
значительным еще в течение. В "противоположность ионийским мыслителям,
которые первоосновой явлений природы считали отдельные вещества - воду,
воздух, огонь - Пифагор основой всего сущего рассматривал числа,
являющиеся по его мнению, тем фундаментом, который образует порядок во
Вселенной и обществе. Поэтому познание мира должно заключаться в
познании чисел, управляющих этим миром. В этом состояла большая заслуга
Пифагора, который по сути впервые поставил вопрос о значении
количественной стороны окружающего мира. Много сделал Пифагор и в
развитии геометрии. Пифагору приписывают формулировку так называемой
Пифагоровой теоремы (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов).
Все числа Пифагор разделял на четные и нечетные. Основой всех чисел
признавал единицу, которая рассматривалась как четно-нечетное число
Единица - это священная монада, выступавшая в качестве первоначала и
основы окружающего мира. Числа таким образом выступали как реальная
сущность всех вещей. Пифагор и пифагорейцы заложили основы теории чисел
и принципы арифметики. В то же время придание числу господствующего
значения вело к абсолютизации числа, к мистике чисел. Вот как описывает
Диоген Лаэртскии воззрения пифагорейцев: "Начало всего - единица,
единице как причине подлежит как вещество неопределенная двоица, из
единицы и неопределенной двоицы исходят числа, из чисел - точки, из
точек-линий из них - плоские фигуры, из плоских - объемные фигуры, из
них - чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы -вода и
огонь, земля и воздух, перемещаясь и превращаясь целиком, они порождают
одушевленный, разумный, шаровидный, в середине которого - земля, и земля
тоже шаровидна и населена с всех сторон" [Диоген Лаэртскии. О жизни...
С. 338-339]. Пифагорейцы также занимались теорией музыки, скульптуры и
архитектуры. Они внесли свой значительный вклад в теорию
изобразительного искусства в отношении проблемы "золотого сечения"
-правильного соотношения отдельных частей зданий и скульптурных групп
(правило "золотого сечения": если отрезок АС разделен в точке В, то
отношение отрезка АВ к ВС должно быть таким, как и отношение всего
отрезка АС к ВС). С теорией чисел у Пифагора связано его учение о
противоположностях, которое состояло в том, что все вещи представляют
собой противоположности: правое - левое, мужское - женское, покой -
движение, прямое - кривое, свет - тьма, добро - зло и т.д. Особое
значение для Пифагора имело противопоставление "предел - беспредельное":
предел - это огонь, а беспредельное - это воздух. По его мнению, мир
состоит из взаимодействия огня и воздуха (пустоты). Особую область во
взглядах Пифагора представляют его религиозные, политические и этические
концепции, его представления о душе и теле. Он полагал, что душа
человеческая бессмертна, она временно вселяется в смертное тело, а затем
после смерти эта душа переселяется в другое тело, перевоплощается
(метемпсихоз). При этом считается, что человек помнит все свои
инкарнации, происшедшие в прошлом. Пифагор полагал, что высшей этической
целью является катарсис - очищение, которое для тела происходит через
вегетарианство, а для души - через восприятие гармонической структуры
космоса, выражающейся в основных музыкальных интервалах. Пифагорейство
существовало с VI в. до Р.Х. по Ш в.
|